Есть в реквиеме и образцы тем
Есть в реквиеме и образцы тем, основанные на синтезе лирики «строгого стиля» с напряженной выразительностью романтического письма. Такого типа тематизм как бы примиряет «крайности» лирического мышления Брамса, насыщая сдержанные хоральные темы индивидуальностью вокального монолога. Такой лирико-декламационный стиль особенно ярко проявляется в пятой части реквиема — лирическом ариозо сопрано.
Известно, что Брамс написал пятую часть уже после премьеры реквиема, словно ощутив отсутствие симметрии в цикле без этого эпизода. Его появление углубило в произведении линию светлых надежд и утешения, дополнило музыку удивительными по красоте и благородству мелодиями. Образы здесь окрашены нежными воспоминаниями о детстве, о матери, отдающей человеку всю ласку и тепло своего сердца.
В ариозо господствуют безмятежные пасторальные настроения. Мягкие тональные краски (G-dur), ясный гармонический язык (преобладают простые функциональные соотношения трезву- чу&Ь тихие переливы фигураций, часто поручаемые деревянным духовым или скрипкам, и, наконец, нежно звучащая мелодия сопрано, выделяющаяся широтой диапазона, большой протяженностью кантиленной фразы и поддерживаемая тихим хоралом у хора,— все это создает ощущение душевного покоя.
Усилив значение в реквиеме лирического начала, Брамс при этом не лишил сочинение образов напряженного драматизма, трагедийности, открытого выражения боли. Но эти последние преломились в нем сквозь призму глубоко внутренних душевных движений, нечуткому глазу почти неприметных. В «Немецком реквиеме» нет театрально ярких «Dies irae», близких, например, эпизодам заупокойных месс Верди и в особенности Берлиоза. Брамс не приковывает внимание к картинам Страшного суда, он передает внутреннее состояние человека, медленно и неуклонно движущегося к смерти.
Приглашаем на занятия: www.victory-smile
Дата: 11 сентября 2016