Экспериментальная выборка
Во всех экспериментальных ситуациях нашими испытуемыми были мужчины в возрасте от 20 до 50 лет, проживающие в районах Нью-Хэйвена и Бриджпорта и имеющие различный образовательный и профессиональный статус. Для каждой
Термин конформность употребляется в социальной психологии в несколько иных контекстах. Чаще всего он используется для описания поведения человека, который соглашается с суждениями и/или повторяет действия других людей при отсутствии явно выраженных требований с их стороны. Кроме того, нельзя забывать, что в наших экспериментах социальное давление исходило из двух источников: с одной стороны, испытуемый подвергался давлению со стороны экспериментатора, который требовал продолжать наказание, с другой — воздействию со стороны ученика, требовавшего прекратить наказание. Противостояние обычного человека и авторитетного лица — отличительная характеристика данного конфликта. На определенном этапе опыта ученик начинает требовать, чтобы его отпустили. Экспериментатор настаивает, чтобы испытуемый продолжал наказывать ученика током. Исполнение какого требования следует считать проявлением конформности? Испытуемый может пойти навстречу пожеланиям ученика, а может уступить экспериментатору, конформность по отношению к одному человеку будет означать отсутствие конформности по отношению к другому Таким образом, термин конформность не может быть применен в этой ситуации, — он просто утрачивает свое значение при наличии двух взаимоисключающих воздействий возникшего социального поля.
В конечном итоге мы приходим к тому, что языковой символ, обозначающий действие испытуемого, обретает свое значение в контексте той конкретной ситуации, в которой осуществляется это действие. Наверное, в нашем языке нет такого слова, которое способно было бы передать все особенности созданной нами экспериментальной ситуации, не вызывая при этом ненужных ассоциаций. Поэтому, отчасти из соображений удобства, мы остановили свой выбор на терминах подчинение и неподчинение; тем более что смысл действия, для обозначения которого мы используем эти слова, вполне соответствует их словарному значению.
Экспериментальной ситуации, описанной в этом отчете, мы набирали по 40 новых испытуемых, причем каждая выборка была тщательно сбалансирована по возрастным и образовательно-профессиональным категориям. Процентный состав выборки по образовательно-профессиональному признаку был следующим: рабочие, квалифицированные и неквалифицированные, — 40%; мелкие служащие, продавцы, предприниматели — 40%; специалисты-профессионалы — 20%. В каждую из перечисленных категорий вошли представители трех возрастных групп.
Дата: 16 марта 2014