Движущая сила мифотворчества

 

Почему так завораживает разница между мифом и реальностью? Почему Грегоровиус, или Шюллер-Пироли, или автор передачи так стремятся завуалировать выдумку и выдвинуть на первый план историческую действительность или вероятность? Речь не идет об оценке факта или осуждении, обвинении или защите, речь идет о понимании: понимании исторических взаимосвязей или сути человека.

Кто привык считать человека венцом творения, должен учесть, что на это определение можно смотреть другими глазами. После кошмаров Аушвица, Вьетнама, Камбоджи, Аргентины, Африки или Югославии нельзя не изменить мнение о человеке. Может ли быть, что человеку только предстоит стать человеком? Или нужно оставить подобные надежды, мыслить более широко и именно в неугасимой жажде разрушения и убийства видеть типично человеческое? Может быть, самым нормальным и является то, что творит человек с человеком, и только неимоверные усилия культуры и цивилизации, этики и закона, порядка и организации заставляют это племя вести себя цивилизованно и окончательно не уничтожить самих себя на планете Земля?

Подобные вопросы ставили лучшие умы Возрождения. Пико делла Мирандола обсуждает их в своем труде «О достоинстве человека», побуждая Бога сказать Адаму: «Мы сотворили тебя не небесным и не земным, чтобы ты сам по своему разумению и к своей чести был творцом и ваятелем, какую бы форму ты для себя не выбрал. Ты можешь выродиться в примитивнейшее создание животного мира. И ты можешь по собственной воле подняться до божественных высот».

Дата: 22 февраля 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 8*3-5