Два процесса обработки информации

 

Различие между быстрым, основанным на эвристике использованием схем и аккуратным, систематическим и тщательным формированием суждений на основе фактов иллюстрирует важную тему, занимающую социальных психологов, а именно: наличие как минимум двух совершенно разных способов, при помощи которых люди могут формировать свои суждения. Этот процесс получил название модели двух процессов формирования суждения. В соответствии с этой моделью, люди могут обрабатывать информацию в эвристической форме, предполагающей использование схем и не требующей больших усилий, или же в систематической форме, требующей когнитивного осмысления, основанного на использовании фактов определенной ситуации. При каких обстоятельствах мы обращаем большее внимание на схемы и меньшее на факты, которыми располагаем, и в каких ситуациях поступаем наоборот?

Зависимость от результата. Одним из условий, определяющих менее частое использование схем и большее внимание к информации, является зависимость от результата. Когда ваши результаты зависят от действий другого человека, вы обращаете больше внимания на него, а также на информацию, не соответствующую схеме, вероятно потому, что она более содержательна. Когда речь идет о результатах, люди стремятся получить больше информации о других людях. Например, бизнесмены помнят больше о членах конкурирующей группы, чем о тех, с кем они не конкурируют.

Ответственность и/или необходимость быть точным — еще одно условие, определяющее, что люди обращают больше внимания на фактические данные и меньше — на свои схемы. Когда людям приходится обосновывать свои решения, дабы убедить других людей, что означает усиление ответственности, они имеют тенденцию не ограничиваться схемой и более внимательно изучать данные. Когда вас спрашивают, умен ли определенный талантливый чудак, вы можете обратиться к вашей схеме, которая говорит о том, что такие чудаки обычно умны. Однако, если вам предстоит решить вопрос о том, принимать его в вашу дискуссионную группу или нет, вы, возможно, захотите получить больше информации о талантливых чудаках, чем та, которую может предоставить ваш стереотип. Соответственно вы обратите более пристальное внимание на его реальное поведение и будете меньше концентрироваться на моментах, подходящих под вашу схему для талантливых чудаков.

Дата: 30 августа 2012



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 20+19-6