Дислексия, связанная с нарушениями развития

 

Хотя большинство детей обычно овладевают умением читать относительно легко, некоторые из них испытывают серьезные затруднения при обучении чтению — подобное расстройство называется возрастной дислексией. Термин «дислексия», в сущности, означает «трудности при чтении». Как мы увидим, проблемы с чтением могут также возникать после перенесенных травм головного мозга. Диагноз «возрастная дислексия» означает, что проблемы с чтением возникают по мере развития ребенка в отсутствие физических травм и при нормальном уровне интеллекта. В уровне навыков чтения, как и в любых других интеллектуальных способностях, наблюдаются индивидуальные различия — проще говоря, некоторые люди читают лучше, чем другие. Обычно уровень навыков чтения соответствует уровню общих интеллектуальных способностей. Люди с высоким уровнем интеллекта, как правило, читают лучше, чем люди со слабыми интеллектуальными способностями. Тем не менее в некоторых случаях между уровнем навыков чтения и IQ человека наблюдаются значительные расхождения, причем плохое умение читать не связано с другими «очевидными» проблемами, такими как глухота, ослабленное зрение, стрессовая обстановка в семье и т. п. Разные авторитетные специалисты предлагают неодинаковые определения дислексии, однако обычно этот диагноз ставится в тех случаях, когда навыки чтения более чем на два года «отстают» от хронологического возраста ребенка  при отсутствии других симптомов психических нарушений. Важно подчеркнуть, что дислексия — это не просто «плохое умение читать». Например, большинство специалистов не поставят этого диагноза ребенку, который читает значительно хуже, чем средний ребенок его возраста, однако вообще имеет невысокий уровень интеллектуальных навыков1.

Исследователям пока не удалось точно установить причины возрастной дислексии. Можно с уверенностью сказать, что она не связана с серьезными аномалиями развития головного мозга, нервной системы и т. п. Но поскольку дислексия, по- видимому, является врожденным нарушением, то можно предположить, что она обусловлена незначительными отклонениями от нормы, которые невозможно выявить с помощью существующих на сегодняшний день методов диагностики. Несколько лет назад была выдвинута гипотеза о том, что у детей с дислексией может быть несколько необычное зрительно восприятие, из-за чего им трудно читать. Были апробированы очки со специальными корректирующими линзами, и оказалось, что у некоторых детей с диагнозом дислексии уровень навыков чтения немного повысился, но в целом полученные результаты не позволяли сделать окончательных выводов. Кроме того, некоторые исследователи считают, что детям с дислексией в силу особенностей их зрительного восприятия трудно распознавать форму предметов вообще и очертания букв в частности и, возможно, они видят буквы в зеркальном изображении. Однако эта точка зрения не получила убедительного научного подтверждения, поэтому не исключено, что такие ошибки являются не причиной, а следствием плохого умения читать.

Дата: 23 марта 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 4*7-1