Дискуссия «человек или ситуация»
С дискуссией на тему «природа или воспитание» связана проблема, получившая название «человек или ситуация». В сущности, вопрос в том, в какой степени личность PI обычное поведешю человека зависят от его врожденных качеств и в какой степени они обусловлены ситуациер!, в которой находится этот человек. Например, люди обычно держатся весьма офицр1ально PI стараются продемонстрировать «хорошие манеры», когда проходят интервью при поступлении на работу, однако на вечеринке по случаю дня рождения такое же поведение покажется странным Р1ли даже невежливым. Таким образом, ясно, что поведерше человека зависит от ситуащш. Ясно также и то, что разные ЛЮДРР, находясь в одной и той же ситуации, демонстррфуют различные личностные характеристики. Напрршер, по сравнению с экстравертом у рштроверта в большинстве ситуацрш будет прослеживаться тенденция к замкнутости. Таким образом, некоторые «фундаментальные» аспекты личности сохраняются почти в любой срггуации. Однако в данном случае это не обязательно обусловлено влиянием биологических факторов. Если человеку в течение длительного времени свойственна какая-либо черта, это не означает, что она унаследована — вполне возможно, что она сформировалась под влиянием особенностей воспитания в раннем детстве. Например, накоплены убедительные данные, свидетельствующие о том, что у человека, который был у своих родителей первенцем, больше шансов преуспеть в некоторых профессрюнальных областях, для которых характерна сильная конкуренция. Возможно, дело в том, что родители обычно уделяют больше внимания воспитанию первого ребенка, поощряя и наказывая его, в то время как за его братьями и сестрами, родившимися позже, присматривают не столь тщательно.
Кроме того, личностные характеристики человека изменяются на протяжении его жизни. Когда человек становится взрослым, его личностные черты обычно в основном стабилизируются, но некоторые изменения все-таки происходят. Например, Смит показал, что если одни и те же люди дважды проходят личностное тестирование в разном возрасте, то чем больше промежуток времени между сессиями тестирования, тем значительнее изменения в оценках личностных черт. На первый взгляд это свидетельствует в пользу преобладающего влияния ситуации — личностные характеристики людей изменяются в зависимости от меняющихся обстоятельств их жизни. Впрочем, столь же убедительным кажется и другой аргумент — природа не столь «глупа», чтобы наделить человека совершенно «несгибаемой» личностью, которая неспособна измениться, чтобы приспособиться к различным обстоятельствам. Следовательно, в генетической программе человека должна быть предусмотрена возможность изменения поведения, поскольку это необходимо для адаптации к изменениям условий жизни.
Дата: 25 апреля 2013