Дело Дженовиз в психологии
Размышляя о деле Дженовиз, мы обычно исходим из презумпции собственного морального превосходства: «мы бы такого не допустили». Однако когда мы начинаем понимать действительные причины бездействия обитателей Кью-Гар- ден, наше представление о собственной непогрешимости, как правило несколько преувеличенное, претерпевает некоторые изменения. Мы вспоминаем о том, что каждому из нас случалось обходить стороной дерущихся людей, несмотря на то,, что кто-то из них явно был в положении жертвы и нуждался в помощи.*
Социальная психология вовсе не обладает монополией на исследование причин безучастного поведения стороннего наблюдателя. Потрясающие открытия в этой области были сделаны антропологом Колином Тернбуллом, который изучал жизнь человека в условиях, сильно отличающихся от наших. В своей монографии «Люди гор» он описывает быт африканского племени Айк. Это племя доведено до такой степени нищеты, что каждый его член заботится лишь о собственном выживании. Стандартной реакцией на горе соплеменника является либо приятное удивление, либо полное безразличие. Картина, нарисованная Тернбуллом, ужасает и подавляет, но при этом лишний раз заставляет нас вспомнить о том, что социальное поведение человека всегда теснейшим образом связано с материальными условиями его существования, что социальные нормы подвижны и очень чувствительны к изменениям этих условий. Мы должны не забывать о том, что даже сегодняшний уровень нашей взаимной отзывчивости и сострадательности — вещь ненадежная, зависящая от состояния тех социальных макроструктур и компонентов окружающей среды, на которых зиждется наш теперешний жизненный уклад.
Дата: 04 июня 2014