Чуткость Шуберта
Чуткость Шуберта в отношении деталей содержания содействует более пластичному, четкому раскрытию замысла, чем у поэта. Примером может служить песня «Утренний привет» («Morgengruss»). Единство настроения оправдывает и в данном случае использование куплетной формы. Общий тонус песни Шуберта мечтательно-просветленный, пожалуй, еще более раздумчивый, чем у поэта. Новотнасловах: «Verdriesst dich denn mein Gruss so schwer, verstort dich denn mein Blick so sehr?» 1 — возникает отклонение, приоткрывающее завесу над истинным душевным состоянием действующего лица. Тоскливое безотчетное сомнение охватывает исподволь сознание юноши. Музыка незамедлительно откликается на это чувство. Речитативные интонации, ладовая модуляция, захватывающая сферу минорной субдоминанты, гармоническая секвенция помогают рельефно оттенить сдвиг в состоянии действующего лица. Четырехкратное проведение этого эпизода в музыке последний раз на слова: «DieLerchewirbeltinderLuftundausdemtiefenHerzenruft»2 — позволяет Шуберту оттенить очень важную для дальнейшего развития мысль о тесной связи любви и горя. Тем самым оброненный поэтом намек приобретает более определенный смысл.
Если уже в пределах куплетной песни очевидно стремление Шуберта обогатить поэтический образ, тем естественнее представляется эта тенденция в песнях, где сам поэт Еступает на путь показа состояния в развитии.
Обратимся к песне «Злой цвет» («DieboseFarbe») — она находится на самом пороге развязки драмы мельника. В ней ощущение глубочайшего горя сливается с последней отчаянной попыткой сбросить ярмо гибельного, давящего юношу чувства. При яркости воплощения Мюллером конфликтного характера переживаний стихотворению недостает ясности конечного вывода. Правда, мельник у Мюллера уходит с пути мельничихи, но взглянуть прямо в лицо судьбе он не в силах. Хотя надежды его и беспочвенны, он никак не может отрешиться от них. Шуберт соблюдает этот смысл стихотворения, но углубляет его, больше подчеркивая обманчивость надежд. Это неизбежно ведет к обостренному раскрытию конфликтности душевного состояния героя. Резкое столкновение мажора и минора (при конечном утверждении последнего), рельефность интонационного контраста, тональная многоликость, динамические подъемы и спады позволяют Шуберту ярко выявить предельную возбужденность действующего лица.
Полезная ссылка: krapka.kiev
Дата: 12 сентября 2016