Чтение в психологии

 

Примерно в том возрасте, когда дети осваивают основные речевые навыки, они сталкиваются с новой задачей: научиться распознавать и изображать символы, с помощью которых устная речь кодируется и превращается в письменную. Другими словами, ребенок должен научиться читать и писать. Как правило, в психологических исследованиях чтению уделяется больше внимания, поэтому большая часть этого раздела посвящена чтению.

Чтобы понять, каким образом дети учатся читать, надо сначала понять, что такое письменная речь1. Существует множество способов представления слов и понятий в письменной форме. Исторически самым ранним видом письменности является пиктографическое письмо, то есть изображение слов или понятий с помощью рисунков. Таким образом, рассказ состоял из серии картинок, изображавших происшедшие события. Рисунки могли описывать события буквально или в стилизованной форме. В некоторых культурах стилизованные пиктограммы постепенно трансформировались в иероглифы, и появилась более строгая система письменности — каждое слово или понятие обозначается отдельным символом. Иероглифическое письмо используется в Китае.

Большим преимуществом иероглифов является то, что написание слова не зависит от его звучания. Данный иероглиф всегда означает одно и то же слово, как бы оно ни произносилось. Это очень важно для таких стран, как Китай, где используется много различных диалектов и одно и то же слово может звучать совершенно по-разному — несмотря на разницу в произношении на письме слово выглядит всегда одинаково. Тем не менее иероглифическая система письма имеет также огромный недостаток — для каждого слова нужен свой символ. Хотя в форме некоторых китайских иероглифов отражено содержание слов, которые они обозначают, очертания многих иероглифов не связаны со смыслом слов и совершенно произвольны. Поэтому иероглифы приходится заучивать механически, и даже весьма грамотный китаец обычно способен прочитать не особенно много слов — ведь выучить значения этих абстрактных символов и потом сохранять их в памяти очень трудно.

Дата: 27 марта 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 13+9-1