Цепочки следования, как психологический эффект
Единственной основой для продвижения инструкции к искомому лицу неизбежно был в высшей степени рациональный выбор очередного промежуточного адресата. То есть инициатору поиска предоставлялся некоторый объем информации об искомом лице, в частности указывалось место его работы, местожительство, уровень образования и т. п., и только на основе этой информации он выбирал следующего получателя инструкции. А в реальной жизни мы иногда знаем человека потому, что случайно встретили его на океанском лайнере или в школьные годы провели лето в одном лагере, и все эти случайные знакомства не могли быть полностью использованы участниками исследования.
Имеется один фактор, который мог бы, предположительно, действовать в противоположном направлении, т. е. создавать иллюзию, что цепочки являются более короткими, чем на самом деле. Существует некоторое снижение числа активных цепочек после прохождения ими каждого очередного этапа, даже если они и не достигают искомого лица. Из 160 цепочек, стартовавших в Небраске, 42 успешно финишировали и 118 «сошли с дистанции». Эти цепочки обрываются до успешного завершения поиска, потому что некоторые участники не взаимодействуют друг с другом и не способны отсылать инструкции на каждом этапе. Таким образом, полученные нами результаты по распределению длин цепочек накапливались на фоне постоянного дрейфа кривой утраченных цепочек. Вероятно, что некоторые из неоконченных цепочек были бы длиннее, чем те, которые удалось завершить. Чтобы оценить эту вероятность, профессор Гаррисон Уайт из Гарварда построил математическую модель, позволяющую показать, какой была бы кривая распределения цепочек по длине, если бы все цепочки были доведены до конца. В рамках этой модели происходит преобразование полученных данных, что дает более длинные цепочки.
Дата: 03 ноября 2013