Бригадная система

 

В последнее время известно множество эпизодных экспериментов более гибкого использования схемы классификации профессий, проводимых в США с целью расширения спектра навыков рабочих. Воистину гибрид двух крупных — японской и американской — фирм — совместное предприятие «НУММИ», основанное в 1983 г. в г. Фримонте, штат Калифорния,— является, особенно интересным примером того, как японская модель ротаций может быть жизнеспособной альтернативой, даже находясь в условиях американской системы, ориентированной на профсоюзы.Прежде чем начать реальное производство продукции в 1984 г., руководство «НУММИ» и местного отделения отраслевого профсоюза работников автомобилестроительной промышленности (VAW Local 2244) обменялись протоколами о намерениях и в июле 1985 г. подписали первый коллективный договор, в котором, в отличие от традиционных более чем 200 категорий трудовых заданий на сравнимом по размерам американском заводе, число категорий почасовых рабочих было сокращено до трех: рабочие, осуществляющие основное обслуживание; рабочие, оперирующие с инструментами и штампами, и рабочие, занятые на сборочной линии. Все «синие воротнички» были теперь объединены в равноправные бригады, по семь человек в каждой, ротация трудовых заданий в которых проводится по инициативе лидера бригады. Существует два уровня оплаты труда — квалифицированным и неквалифицированным рабочим — с ежегодными премиями. В 1986 г. лидеры бригад получали в час на 50% больше обычных рабочих, но отсутствовала система дифференцированных «доплат за знания», имеющая место в системе производственных бригад в компании «Дженерал моторе» (что было отмечено мною ранее).

Благодаря использованию такой бригадной системы наряду с системой канбан, адаптированной к разнице в расстояниях в процессе поставки сырья и комплектующих в Японии и на Среднем Западе США, «НУММИ» стала способной обходиться без таких специфических профессий, как подсобные рабочие (обычно 500 человек на аналогичных американских заводах), контролер качества (250), распределитель материалов (250), ремонтные мастера (250), штатные представители профсоюзов (40). В сочетании со штамповочным производством, которое позволяет не только использовать систему поставок комплектующих точно в срок, но и экономить время с помощью применяемой в компании «Тоёта» системы быстрой замены штампа, бригадный подход позволил сократить численность рабочих, занятых в «НУММИ», почти на треть по сравнению с аналогичными заводами Северной Америки. Ожидается, что модель организации труда во Фримонте окажет влияние на формирование трудовых отношений в американской автомобилестроительной промышленности в будущем, особенно на вновь построенных заводах. По данным опроса менеджеров «НУММИ», в 1985 г. их завод посетили 1500 менеджеров корпорации «Дженерал моторе» с 50 заводов и 40 местных отделений профсоюза. Проект нового сборочного завода «Дженерал моторе» в штате Канзас впитал в себя многие идеи организации завода «НУММИ». На заводе «Дженерал моторе», штат Калифорния, в 1986 г. был подписан коллективный договор, очень напоминающий коллективный договор, заключенный между администрацией и рабочими «НУММИ» (сокращенный перевод текста коллективного договора, заключенного на совместном предприятии «НУММИ», см. в журнале «Мировая экономика и международные отношения»).

Дата: 13 апреля 2015



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 7*5-5