Анализ распределения по категориям

 

Иногда исследователям необходимо выяснить, насколько широко представлены в популяции определенные категории. Для этого используется метод, не позволяющий сравнивать фактические оценки  и относящийся к числу непараметрических критериев. В психологии широко применяется только один критерий для оценки распределения по категориям, который называется X2-критерий. Он используется в тех случаях, когда анализируемые элементы или люди могут принадлежать к одной и только одной из нескольких категорий, и необходимо выяснить, одинакова ли вероятность их принадлежности к любой категории или некоторые категории представлены шире, чем другие.

Основой этого метода является критерий согласия %2-квадрат, с помощью которого анализируются различия в численности элементов, принадлежащих к ряду категорий. Предположим, что человек торгует пятью различными сортами мороженого. Одинаков ли спрос на все эти сорта? Иначе говоря, с одинаковой ли вероятностью покупатель выберет любой из сортов мороженого или покупатели выбирают некоторые сорта чаще, чем другие? Существует более сложная форма ^-критерия, с помощью которой можно выяснить, равновероятно ли попадание элементов, принадлежащих к 2 или более группам, в 2 или более категории. Например, вернемся к случаю с мороженым и предположим, что мы хотим узнать, одинаковые или разные сорта мороженого предпочитают мужчины и женщины; теперь мы оцениваем не только частоту выбора различных сортов мороженого, но также пытаемся выявить различия в закономерностях распределения предпочтений мужчин и женщин. При проведении анализа с использованием я2-критерия возникают две трудности. Первая из них связана с проведением расчетов. По сути дела, с помощью этого критерия определяется ожидаемое количество элементов, принадлежащих к каждой категории при условии, что распределение элементов по категориям было случайным. Затем эти значения сравниваются с фактическим числом элементов, принадлежащих к каждой категории, и если обнаруживается значительное расхождение, то можно считать, что оно обусловлено наличием определенной неслучайно закономерности. Если при расчете ожидаемых значений получатся числа, меньшие 5, то критерий использовать не следует. Вторая трудность заключается в том, что, когда критерий используется для анализа принадлежности членов двух групп к двум категориям, из полученного результата следует вычесть 0,5.

При первом знакомстве со статистикой она может показаться очень сложным предметом. Необходимо освоить множество новых терминов, а кроме того, ее близость к математике обычно отпугивает тех студентов, которые в школе не любили математику. Тем не менее статистика является важнейшим инструментом, без которого не могут обойтись многие психологические дисциплины. В сущности, она позволяет ответить на вопрос, который встает после проведения любого эксперимента: можно ли распространять полученные выводы на других людей или эти выводы справедливы только для экспериментальной выборки? Мы не можем ответить на этот вопрос, просто взглянув на результаты эксперимента; нам нужны объективные доказательства, и наилучшим способом их получения является использование статистических методов.

Написано множество учебных пособий по статистике, отличающихся друг от друга по степени удобочитаемости и подходам к изложению материала. Поэтому трудно порекомендовать книгу, которая подошла бы для любого читателя. Тем не менее среди учебников, написанных специально для психологов, есть две книги, которые часто рекомендуются британским студентам-психологам: их авторы Грин и Д’Оливейра  и Куликен. В книге Стюарта-Гамильтона  приводятся словарные определения основных статистических терминов, с которыми чаще всего сталкиваются психологи.

Дата: 01 ноября 2012



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 8*5-7