Задача 3. Сравнение двух средних. Объединение выборок
Этот тип задач возникает при сравнении результатов, полученых в различных условиях или по различным методикам.
Исходные данные:
Две выборки случайных значений (или два средних и две дисперсии)
Алгоритм расчета:
- Рассчитать и сравнить две дисперсии по критерию Фишера
- Объединить две дисперсии
- Сравнить средние по критерию Стьюдента
Пример 1:
Два лаборанта проводили определение меди в воде методом йодометрического титрования. Было выполнено по 3 параллельных определения. Первый лаборант получил среднее значение 20.0 мг/л, дисперсия составила 0.01, второй лаборант - 20.3 мг/л, дисперсия составила 0.03. Можно ли объединить результаты лаборантов в одну выборку?
Ссылки по теме:
- Он-лайн программа для сравнения двух дисперсий
- Он-лайн программа для расчета дисперсии и доверительного интервала
- Таблица значений критерия Стьюдента
Решение:
Сравниваем две дисперсии, и убеждаемся, что различие между ними незначимо. Рассчитываем объединенную дисперсию: = (0.01*2 + 0.03*2)/4 = 0.02. Теперь сравниваем два средних: рассчитываем тестовую статистику . Тестовая статистика меньше табличного значения критерия Стьюдента t(p=0.95, f=4) = 2.776; вывод: выборки можно объединить. Объединенная выборка имеет следующие параметры: среднее 20.15, дисперсия 0.02, число степеней свободы 4
Пример 2:
Для определения фенола в сточных водах разработана новая методика, отностительное стандартное отклонение которой 0.02 для 5 параллельных определений. Относительное стандартное отклонение гостированной методики 0.03. Можно ли рекомендовать применять новую методику вместо общепринятой?
Решение:
Вычисляем отношение дисперсий: F = 0.032 / 0.022 = 2.25. Это меньше табличного значения F(p=0.05, f1=, f2=4) = 5.63, дисперсии отличаются незначимо (обратите внимание, что для стандартной методики принимается число степеней свободы, равное бесконечности). Для того, чтобы отличие было значимым, необходимо выполнить 13 параллельных определений: F(p=0.05, f1=, f2=12) = 2.2, это плохая методика. Вывод: нет причин переходить на новую методику.
Формулы, использованные в расчетах, см. Лекцию 4.