Лекции "Основы хемометрики и химической метрологии"
Лекция 4. Оценка систематической погрешности
Способы количественной оценки правильности (систематической погрешности)
Систематическая погрешность 
 (см. лекцию 2).
Таким образом, чтобы найти 
, нужно сопоставить 
 с ![]()
Здесь возникают две проблемы:
1) с чем сравнивать? (где взять 
?)
2) как сравнивать? 
1)  сравнивают с арбитражным значением 
, полагают, что 
~![]()
Требования:
- 
не 
содержит погрешности
- случайная погрешность 
меньше 
случайной погрешности результатов
Способы получения 
:
- независимый анализ (более точной методикой, а лучше другим 
методом)
- введено-найдено (по существу сравнение с гравиметрией)
- анализ стандартных образцов - самый надежный способ
2) Действительное значение измеряемой величины - это 
(систематическая и случайная погрешности пренебрежимо малы) - постулируется, как 
. Обозначается a(x) = const
Но у нас нет 
, есть 
, которое содержит случайную погрешность. Чем обусловлена разница между 
и a - случайной или систематической погрешностью? Случайную погрешность на фоне систематической обнаружить легко. Систематическую на фоне случайной - сложно. Поэтому если неравенство 
 можно объяснить случайной погрешностью, считается, что систематической погрешности нет ("презумпция правильности"). 
Выявление систематической погрешности
Ссылки по теме:
Он-лайн программа для расчета доверительного интервала 
Таблица значений критерия Стьюдента 
1. Если есть значение a:
сравниваем 
и a(x) , т.е. попадает ли a в доверительный интервал.
 
, где t - табличное значение критерия Стьюдента при заданной доверительной вероятности p (обычно полагается равной 0.95) и числе степеней свободы  f = n-1
Если < - нет систематической погрешности, если > - есть
2. Значение a недоступно.
сравниваем 
 
и 
, 
каждое распределено по нормальному закону.
Условие: ![]()
Т.о. сначало нужно сравнивать дисперсии. Но они не подчиняются нормальному распределению, для них не подходит t-критерий.
Существует критерий Фишера:
![]()
Если >, то различие в воспоизводимости существено, нельзя сравнивать.
Если <, то усредняем дисперсии с учетом весомости:
,
и сравниваем:
, причем ![]()
лекции читает А.В.Гармаш, химический факультет МГУ
<< Предыдущая лекция Следующая лекция >>
21 ноября 2005
Если у Вас есть комментарии или вопросы по этой лекции, Вы можете оставить свое сообщение:
всего сообщений: 1
сообщение оставлено П.А. Жаров, 11 июня 2007 16:00:55
Было бы удобнее, если бы ясно различались "постулаты" и "теоремы". Иначе легко запутаться.
Использование материалов сайта разрешается только при наличии текстовой гиперссылки на этот сайт.
  Статистика в аналитической химии copyright © 2005-2006
