Я-фирма

 

Фактически Я-фирма с середины 1960-х гг. все больше возлагает функции контроля за трудом на рабочих цеха и стимулирует их к самостоятельному решению проблем везде, где это возможно. Отдельные рабочие имеют право при необходимости останавливать конвейер. Число специалистов, таких, как ремонтники, инспектора по качеству и техники, было сокращено, насколько это возможно, и при необходимости их экспертиза используется для помощи основным рабочим в решении определенной проблемы. Таким образом, они работают больше как консультанты, чем как работники, выполняющие только специальную функцию.

Главные различия между A-фирмой и Я-фирмой могут быть обобщены следующим образом: A-фирма стремится к эффективности, достигаемой путем высокой специализации и жесткого разграничения обязанностей, в то время как Я-фирма акцентирует внимание на способности групп рабочих самостоятельно решать локальные проблемы. Данная способность развивается посредством получения и распространения рабочими, знаний непосредственно в ходе работы. В первом случае текущая производственная задача отделена от задачи идентификации и нахождения необходимых средств для предотвращения и преодоления последствий непредвиденных ситуаций, в то время как во втором случае эти две задачи интегрируются в одну.

Мнение экономистов о том, что специализация способствует росту эффективности, традиционно, его высказывал еще Адам Смит. Считается, что эта идея имеет универсальное применение. Но действительные масштабы специализации обусловлены . обстоятельствами культуры и истории. Хорошо известно, что в Соединенных Штатах на рубеже XIX и XX вв. идеи научного управления выкристаллизовались в теорию Ф. Тейлора, который пытался минимизировать необходимость общения между рабочими, сегментируя весь производственный процесс на серию простых операций. Интеграция четко разделенных рабочих мест является специальной задачей инженера, который может быть и менеджером. Отчасти такая идея может рассматриваться как ответ на ситуацию, широко распространенную тогда в США: на американских предприятиях работали в основном эмигранты разных национальностей и не существовало культурной идентичности между менеджерами и работниками. Известно, что в 1907—1908 гг. дети эмигрантов в первом и втором поколениях составляли 71% мужчин, занятых в автомобильной промышленности и ремонтных производствах; это процентное соотношение было также вполне типичным и для других отраслей промышленности. Однако несмотря на чрезмерное стремление к специализации, его схема так никогда и не была применена в широком масштабе, возможно потому, что она не смогла создать стимулы для рабочих, а также потому, что на практике стало ясно — разделение процесса производства на отдельные компоненты очень легко может разрушить его.

Дата: 09 апреля 2015



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 10+12-5