Воспитание близнецов

 

Несмотря на то что другие исследователи приводят подлинные данные, ценность полученных ими результатов снижается из-за прочих недостатков, характерных для близнецовых исследований. По-видимому, главным объектом критики является то, что однояйцевые близнецы часто бывают вовсе не столь «разлученными», как кажется сначала. Хотя они могут воспитываться порознь, часто они живут в одной и той же географической области или у родственников. Короче говоря, резкие различия в условиях их жизни могут отсутствовать, поэтому некоторое сходство между результатами тестирования интеллекта неудивительно. Кроме того, есть подозрения, что некоторые разлученные близнецы на самом деле были знакомы друг с другом, но солгали исследователям, желая привлечь к себе их внимание. В других случаях в действительности близнецы жили вместе несколько лег до того, каких разлучили, поэтому их формирующий опыт во многом совпадает. Если исключить из рассмотрения все эти сомнительные случаи, то корреляции между оставшимися парами близнецов обычно заметно ослабевают. Другими словами, сходство между уровнями интеллекта близнецов может быть в большой степени обусловлено одинаковыми условиями жизни. Таким образом, корректно проведенные исследования разлученных близнецов также не дают неопровержимых доказательств преобладающего влияния биологических факторов.

Другие исследования усыновленных детей и корреляций между их коэффициентами интеллекта и IQ их биологических и приемных родителей также показывают, что уровень интеллекта не полностью зависит от генетических факторов. Анализ больших массивов данных таких исследований дает основания считать, что различия в уровнях интеллекта примерно в одинаковой степени обусловлены генетическими и средовыми факторами. Иначе говоря, и те и другие факторы одинаково значимы, и беспристрастному наблюдателю остается только удивляться, почему столь скромный результат вызывает все эти споры. По этим данным нельзя присудить лавровый венок победителя ни «природе», ни «воспитанию». Кроме того, выше уже говорилось о том, что в любом случае на основе результатов тестирования интеллекта невозможно точно прогнозировать результаты другой интеллектуальной деятельности. Споры ведутся о том, от чего — от генов или от окружающей среды — зависит способность человека справиться с тестом, который сам по себе довольно ненадежен и измеряет некие качества, весьма далекие от тех, которые разумный человек мог бы назвать «интеллектом». Но это не повод для самоуспокоения. Экстравагантные утверждения об определяющем влиянии «природы» или «воспитания» на интеллект будут высказываться и в дальнейшем, и пока от результатов тестирования IQ может зависеть возможность получения образования, эта проблема требует постоянной бдительности.

Дата: 07 мая 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 5*6-2