Влияние воспитания на различие мнений

 

Различия в уровне интеллекта невозможно объяснить влиянием только наследственности или только воспитания. Поэтому дискуссию следует направить в несколько другое русло — каково относительное значение «природы» и «воспитания» или, иначе говоря, влияние каких факторов более существенно? На первый взгляд, это отвлеченный научный вопрос, интересный только для любителей чисто теоретических дебатов. Тем не менее от ответа на этот вопрос зависит многое. Предположим, что интеллект человека зависит в основном от наследственности, и хотя окружающая среда играет определенную роль, эта роль относительно мала. Что произойдет, если дать человеку с низким IQ наилучшее возможное образование и воспитывать его в самых благоприятных условиях? Уровень его интеллекта несколько повысится, однако улучшение будет довольно незначительным. И наоборот, если считать, что главное влияние оказывает воспитание, то можно утверждать, что в результате такого обучения и воспитания в хороших условиях уровень интеллекта должен резко повыситься. Иначе говоря, по мнению тех, кто считает влияние «природы» определяющим, попытки помочь людям с низкими IQ имеют смысл, но с практической точки зрения это напрасная трата времени и ресурсов — гораздо разумнее уделить больше внимания тем, кто наделен врожденными способностями. С другой стороны, те, кто придает главное значение влиянию воспитания, утверждают, что программы вмешательства дадут значительный эффект.

Этот спор имеет прямое отношение к практике, например к таким ситуациям, как прием на работу в университеты и в другие организации. Предположим, что женщина А, принадлежащая к культурной группе, которая занимает низкое положение в социальной иерархии, хочет поступить на определенную должность. Тестирование интеллекта показывает, что уровень ее интеллекта ниже, чем у другой претендентки на эту должность — женщины Б, принадлежащей к культурной группе, представители которой имеют более широкие возможности. Кого из них следует выбрать? Если ориентироваться исключительно на результаты тестирования, то ответ очевиден — Б. Однако, по сравнению с А, Б воспитывалась в более благоприятных условиях. Если бы у них были одинаковые возможности, то лучшие результаты тестирования, возможно, показала бы А. Таким образом, не исключено, что у А более высокий интеллектуальный потенциал, и следует выбрать ее. Тем не менее разве это справедливо по отношению к Б? Лично Б не виновата в том, что культурная группа А сталкивается с трудностями, но фактически она должна расплачиваться за проблемы А тем, что не получит работы. С таким же успехом можно утверждать, что А тем более не виновата в своих неудачах, так почему же ее следует так же ущемлять в правах, как и несколько предыдущих поколений? Этот спор можно вести бесконечно, и простого ответа на поставленный вопрос нет. Однако именно из-за этой проблемы заходят в тупик любые попытки введения положительной дискриминации в пользу людей из «ущемленных» культурных групп. Если вообще не пытаться помочь этим людям, то вас осудят за бездействие; но если вы попробуете исправить ситуацию, то посыплются обвинения в социальной инженерии, из-за которой попадают в невыгодное положение более одаренные люди из более привилегированных культурных групп.

Дата: 13 мая 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 11+7-3