Терапия поведения

 

Ее высокая эффективность в плане изменения специфических форм поведения не вызывает сомнений. Но и этой методике также присущи определенные недостатки. Например, можно утверждать, что психотерапевт, фокусируя свое внимание на поведении и игнорируя его причины, просто «замазывает трещины», а главная причина проблемы пациента сохраняется и может проявиться как-либо иначе. На самом деле накопленные по этому вопросу данные противоречивы, и в большинстве случаев терапия поведения используется в сочетании с другими методиками. Например, сексуальному фетишисту необходимо не только избавиться от своей проблемы, но и получить помощь в развитии умения знакомиться и общаться с людьми, чтобы у него повысились шансы найти себе партнершу. Кроме того, для использования терапии поведения не обязательно строго следовать всем принципам ортодоксального бихевиоризма. В действительности многие психотерапевты проводят эклектическую терапию, специально выбирая «лучшие» аспекты различных методов лечения и разрабатывая для каждого пациента индивидуальную методику. Таким образом, можно использовать терапию поведения для устранения внешних проявлений де- задаптивного поведения и в то же время пытаться выявить его причины с помощью других методов.

Исторически появление терапии поведения было обусловлено неудовлетворенностью интроспективными методами психоанализа. Впоследствии психотерапевты решили, что можно создать метод, занимающий среднее положение между этими двумя позициями — он получил название когнитивная психотерапия. Сущность этого метода хорошо отражена в часто цитируемом афоризме философа-стоика Эпиктета  — «людей страшат не вещи, а представления о них». Или, иначе говоря, нам нечего бояться, кроме самого страха. Любой объект сам по себе не может быть страшным, приятным, возбуждающим или нести любую иную эмоциональную нагрузку, пока мы не выберем, как его интерпретировать. Например, широкое открытое пространство приятно большинству людей, но у меньшинства вызывает страх — в обоих случаях люди имеют дело с одним и тем же объектом, и только его индивидуальная интерпретация придает ему эмоциональное значение. Отсюда следует, что причиной многих психических проблем могут быть когнитивные процессы, породившие у больного «патологическую» интерпретацию объектов или событий, которые другим людям кажутся нейтральными или даже приятными. Например, некоторые до такой степени стесняются появляться на многолюдных социальных собраниях, что в таких ситуациях им даже становится нехорошо. Можно объяснить подобное поведение тем, что они ожидают от таких ситуаций слишком многого. Они переоценивают то внимание, которое обращают на них другие люди, и считают, что им «не удалось» произвести хорошее впечатление. Писатель Хескет Пирсон с некоторой долей недоброжелательности назвал такой тип застенчивости «махровой самовлюбленностью». Поскольку след. ствием такого поведения является уклонение от социальных контактов, то человек только укрепляется во мнении, что он никому не нравится и безнадежно неспособен к социальным контактам. В такой ситуации психоаналитик пожелает исследовать детство этого человека, чтобы докопаться до причин такого дезадаптивного поведения, в то время как психотерапевт школы терапии поведения будет постепенно уменьшать застенчивость пациента, используя методы обусловливания. Психотерапевт когнитивного направления попросит пациента проанализировать собственные мысли, которые привели к такому поведению, и попытается изменить их, во многих случаях используя методику обусловливания и практические примеры. Таким образом, психотерапевты когнитивного направления не занимаются столь глубоким исследованием корней проблемы, как психоаналитики, но и не игнорируют процессы мышления, как психотерапевты поведения.

Дата: 13 ноября 2012



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 6*8-2