Теория социального научения или бихевиоризм?

 

Дальнейшая критика бихевиоризма связана с теорией социального научения, разработанной Альбертом Бандурой. Он заметил, что иногда людям с первой попытки удается относительно успешно справиться с какой-либо задачей. Например, когда мы впервые пытаемся играть в футбол или управлять автомобилем, нам не приходится учиться самым элементарным движениям и постепенно выстраивать из них более сложные действия — мы просто совершаем попытку и обычно добиваемся вполне приличных результатов. Это может происходить только в том случае, если еще до первой попытки у нас уже сложилось мысленное представление об этих действиях. Такие представления формируются посредством наблюдений за тем, как такие же действия совершают другие люди. Этому способствует так называемое косвенное подкрепление. Если мы видим, как других людей вознаграждают за совершение определенных действий, то мы в большей степени склонны к повторению этих действий. Если других людей наказывают за какие-то поступки, то мы стараемся не совершать их. Бандура продемонстрировал это в серии экспериментов, известных под названием исследования с куклой Бобо. В конце 1950-х и в начале 1960-х годов в США пользовались популярностью детские телепередачи, героем которых был клоун Бобо. В ходе одного из главных экспериментов Бандуры детям показывали фильм, в котором женщина, похожая на школьную учительницу, играла с разными игрушками, в том числе с большой надувной куклой Бобо. В одном варианте фильма женщина обращалась с игрушками вполне доброжелательно. В другом варианте она нападала на клоуна Бобо и «задавала ему трепку». После просмотра одного из вариантов фильма детей приглашали в соседнюю комнату, где были игрушки, в том числе и кукла Бобо. Дети, которые посмотрели фильм, где была показана «разумная» игра, обычно тоже играли «разумно». С другой стороны, дети, видевшие, как Бобо получил «трепку», подражали действиям женщины и были склонны к такому же поведению. Заметьте, что в процессе социального научения мы не получаем прямого поощрения или наказания — мы действуем согласно сформировавшейся у нас мысленной модели  поведения. Однако существование такой мысленной модели явно противоречит бихевиористской теории, которая категорически не допускает влияния каких-либо факторов, кроме подкрепления.

Дата: 15 февраля 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 6*9-2