Стадия формальных операций

 

Мышление детей становится по-настоящему абстрактным на завершающей стадии развития, когда дети вступают в подростковый возраст. Это было продемонстрировано в нескольких специально спланированных экспериментах. Одним из них был эксперимент с весами. Испытуемые получали весы с рычагами, к которым по обе стороны от точки опоры было прикреплено по несколько крючков, расположенных на одинаковых расстояниях друг от друга. На рычагах было указано расстояние от каждого крючка до точки опоры. Испытуемым выдавали наборы гирек и просили подвесить гирьки к рычагам таким образом, чтобы уравновесить весы. Задание казалось испытуемым простым, пока они не обнаруживали, что гирьки неодинаковые. Предположим, например, что испытуемый получил гирьки весом 200 г и 400 г — как ему добиться равновесия? Дело в том, что по сравнению с 400-граммовой гирькой 200-граммовая должна находиться вдвое дальше от точки опоры рычагов, поскольку момент, действующий на рычаг, рассчитывается по формуле «момент = сила х расстояние до точки опоры ». Поэтому для уравнивания моментов необходимо подвесить гирьку вдвое меньшего веса на первый рычаг таким образом, чтобы расстояние от нее до точки опоры вдвое превышало длину плеча второго рычага. Пиаже обнаружил, что дети, не владеющие формальными операциями, довольно скоро пасовали перед этой задачей. Однако дети, уже вступившие в стадию формальных операций, методично пробовали размещать гирьки на разных расстояниях от точки опоры и выясняли, какие решения годятся, а какие — нет. Анализируя те ситуации, когда им удавалось уравновесить весы, они затем формулировали общее правило решения таких задач. Иначе говоря, они выводили абстрактный закон, которому подчиняются подобные явления.

Формальные операции могут показаться читателю довольно трудными, и действительно, Пиаже признавал, что не каждый человек достигает уровня формально-операционального мышления. Тем не менее он считал этот уровень высшей точкой интеллектуального развития.

Нелегко дать объективную оценку работам Пиаже. Разумеется, он опубликовал множество трудов, а вокруг некоторых положений его теории ведутся нескончаемые споры. Его можно обвинить в том, что он пожертвовал качеством ради количества, поскольку некоторые разделы его работ написаны плохо. Несмотря на эти недостатки, Пиаже создал «большую теорию», которую многие считают наиболее глубокой и полной из всех теорий, разработанных в психологии. Однако это не означает, что его теория обязательно верна, особенно оригинальна или определяет направление дальнейших исследований в области психологии развития.

Дата: 13 марта 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 3*7-5