Споры на тему исследований Харлоу

 

Не все исследования на эту тему вызывают столько споров. Например, проведена целая серия интересных исследований, основанных на эксперименте Эйнсворт  и Белла, который называется необычная ситуация. Схема эксперимента относительно проста. Мать и ребенок  входят в комнату, где имеются стулья и игрушки. Через короткое время в комнате появляется женщина. Далее следуют три этапа эксперимента, в ходе которых мать и эта женщина поочередно или вдвоем выходят из комнаты на несколько минут. Главной целью эксперимента является наблюдение за реакциями ребенка на уход матери, когда он остается в одиночестве или с незнакомой женщиной, а также за его реакциями на возвращение матери. В исходном исследовании наблюдались три типа поведения: спокойная  привязанность — ребенок слегка протестует, когда мать уходит, и быстро утешается после ее возвращения; тревожная/избегающая привязанность — исчезновение матери оставляет ребенка относительно равнодушным, и когда мать возвращается, ребенок обычно ее избегает; тревожная/ сопротивляющаяся привязанность — реакции ребенка гипертрофированы. Дальнейшие исследования показали, что можно выделить еще один тип, а именно неспокойная/дезорганизованная привязанность — реакции ребенка противоречивы. Такой каталог типов привязанностей способен многое рассказать о стилях воспитания  и о темпераменте ребенка. Кроме того, сила привязанности в раннем возрасте, по-видимому, является хорошим прогностическим признаком будущего темперамента, причем дети старшего возраста, которые в младенчестве испытывали спокойную привязанность, обычно получают более высокие оценки социальных навыков и уверенности в себе.

Описанные выше исследования не оставляют сомнений в том, что спектр тем, изучаемых психологией развития, чрезвычайно широк. Здесь рассмотрена лишь небольшая часть тех вопросов, которые обычно включают в традиционные курсы этой дисциплины или освещают в учебниках. Важную роль играют такие темы, как кросс-культурные различия в развитии ; половые различия в развитии; изобразительные навыки; игра; учебные навыки. На протяжении всей истории психологии развития  наблюдается общая тенденция к сдвигу от больших всеобъемлющих теорий, пытающихся объяснить сразу все аспекты развития, к специализированным исследованиям специфических навыков и форм поведения. Поэтому постоянно растет объем литературы, с которой надо ознакомиться, чтобы получить представление о предмете в целом.

Если читателей заинтересовала эта область психологии, то им будут полезны перечисленные ниже книги. В общем вводном курсе психологии, написанном Аткинсоном с соавторами, имеются хорошие главы, посвященные психологии развития. Баттерсуорт и Харрис  написали относительно небольшую книгу, в которой рассматриваются только главные темы психологии развития. Без сомнения, можно порекомендовать более толстую книгу Тернера и Хелмса, посвященную развитию на протяжении всей человеческой жизни, а также книгу Дворетски. Интересный альтернативный взгляд на литературу по предмету предлагается в книге Бермана. Читателям, желающим ознакомиться с наиболее часто используемыми в психологии развития терминами, рекомендуется книга Стюарта-Гамильтона.

Дата: 25 февраля 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 7*4-7