Сенсомоторная стадия

 

Пиаже утверждал, что грудной ребенок постигает мир только через свои ощущения и простейшие движения. Таким образом, для него существует только то, что способны воспринять его органы чувств, а всего остального как бы нет. Поэтому для ребенка игрушка существует только тогда, когда он может видеть и трогать ее. Если же игрушка падает из кроватки на пол и ребенок ее не видит, то мысли о ней исчезают из его сознания. Разумеется, этот способ мышления в корне отличается от мышления взрослого — когда объект исчезает из нашего поля зрения, мы по-прежнему знаем, что он существует где-то, даже если в данный момент мы не можем его найти. Пиаже продемонстрировал это положение своей теории в серии замечательных экспериментов. Один из них проводился следующим образом: Пиаже давал младенцу игрушку, а через некоторое время забирал ее. Если игрушка оставалась на виду у ребенка, то он тянулся к ней руками. Если игрушку прикрывали пеленкой, то он уже не протягивал руку к игрушке. Здесь трудно не вспомнить поговорку «что с воза упало — то пропало», которая в данном случае выполняется буквально. Некоторые могут вполне резонно возразить, что этот эксперимент показывает только то, что совсем маленькие дети «не справляются» с тестом не потому, что не знают, где лежит игрушка, а потому, что еще не умеют поднимать покрывало. Однако эти простые доводы не позволяют объяснить, почему дети в возрасте примерно 10-12 месяцев совершают ошибку, получившую название «А вместо Б». К этому возрасту ребенок уже умеет поднимать покрывало, чтобы взять спрятанную под ним игрушку. Однако представьте себе такой эксперимент: ребенок несколько раз видит, как игрушку прячут в определенном месте, и уверенно достает ее оттуда. Затем ребенок видит, как игрушку прячут в другом месте. Где ребенок будет искать игрушку? Если он мыслит как взрослый, то он должен направиться к месту Б. На самом деле дети чаще всего ищут игрушку в месте А. Пиаже считал этот результат доказательством того, что дети руководствуются действиями, а не мысленными представлениями. Он утверждал, что только примерно с 18 месяцев, когда дети перестают совершать ошибку «А вместо Б», они начинают управлять своими действиями посредством мышления.

Дата: 15 марта 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 9*4-8