Психология развития

 

Эта критика оказала влияние на авторов учебников, которые, как правило, пишут, что Пиаже выдвинул несколько интересных гипотез, но был исключительно плохим экспериментатором. Однако это верно лишь отчасти. В отличие от многих своих оппонентов, Пиаже интервьюировал каждого ребенка, участвовавшего в его экспериментах, и выяснял, почему ребенок ответил на вопрос так или иначе. Иначе говоря, он не просто судил о мышлении детей по их действиям, а просил их объяснить, как они мыслили. Теория Пиаже основана на детском понимании мира в той же степени, в какой она объясняет и прогнозирует действия детей в этом мире. Если не затрагивать щекотливый вопрос о том, насколько достоверны объяснения детей, касающиеся их способа мышления, то мы подошли к самой сути проблемы: какой критерий следует считать показателем мыслительных способностей детей — то, что они могут делать, или то, что они осознают? К тому возрасту, когда дети могут успешно справляться с традиционными заданиями Пиаже, почти все они также могут выполнить задания, составленные критиками Пиаже для тестирования тех же навыков. Кроме того, они могут также объяснить, почему они поступили именно так, а не иначе. Таким образом, они не только практически владеют навыком, но также полностью понимают его сущность. И наоборот, если ребенок может выполнить только задания критиков и не справляется с заданиями Пиаже, то можно утверждать, что он способен пользоваться навыком лишь при определенных обстоятельствах. Успешное выполнение каких заданий можно считать достоверным показателем владения навыком: заданий Пиаже или его критиков?

Проблема осложняется еще и тем, что неясно, можно ли считать Пиаже настоящим психологом. Главным предметом исследований Пиаже были процессы приобретения знаний. На самом деле он назвал свою область исследования генетической эпистемологией, то есть наукой о развитии процессов познания. Иначе говоря, содержание приобретаемых знаний интересовало его больше, чем приобретающий их человек. Если изучать изменения в детском гардеробе, происходящие по мере взросления ребенка, то придется обратить какое-то внимание на его тело, которое должна прикрывать одежда, но все-таки главный интерес будут вызывать носки, рубашки и т. п., а, к примеру, не связки и кожа. С такой точки зрения многие критические замечания в адрес теории Пиаже становятся неуместными или, по крайней мере, маловажными, так как они фокусируют внимание на вопросах, связанных с самим ребенком, а не с навыками, которые он приобретает. Если вернуться к нашей аналогии, то это все равно что критиковать теорию конструирования детской одежды, потому что в ней не учитывается цвет кожи ребенка. Возможно, такое упущение заслуживает критики, однако вряд ли этот вопрос является главным. На самом деле в большинстве своих работ Пиаже исследует детей как приобретателей знаний, а не как живущих в обществе людей. Во множестве опубликованных трудов Пиаже очень мало говорится о ребенке как о социальном существе. Например, исследуя сотрудничество между детьми при выявлении закономерностей или нравственное развитие детей, он интересовался в основном той ролью, которую эти факторы играют в развитии логического мышления и интеллекта.

Дата: 10 марта 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 5*3-5