Психологические карты

 

Можно также использовать психологические карты для того, чтобы получить представление о специфике восприятия исследуемого города лицами, относящимися к различным социокультурным и возрастным подгруппам. В раннем возрасте дети, как белые, так и черные, по всей вероятности, одинаково слабо представляют размеры и устройство города, в котором живут. Для них город — это прежде всего их двор, квартал, микрорайон. По мере взросления познания белых тинэйджеров должны расширяться быстрыми темпами: они все чаще посещают центр города и прилегающие к нему районы, большой город становится пространством их обитания. Однако замкнутость негритянских гетто, ограничивающая ареал обитания черных подростков, способна существенно затруднить процесс расширения их представлений о родном городе. Эти рассуждения носят, конечно, умозрительный характер, однако их легко уточнить, проведя соответствующий эксперимент.

Идея изучать этот класс норм путем их нарушения была высказана Гарфинке- лем; его отчеты содержали качественные характеристики последствий нарушения норм. Наше исследование идет дальше в изучении эффекта нарушения резидуальных норм; оно сосредоточивается на дискретной и измеряемой реакции на действия нарушителя правил. Таким образом, мы можем квантифицировать реакции людей на нарушение нормы и, путем систематического изменения условий нарушения, изучать эту проблему экспериментальным путем.

Резидуальные правила, ставшие объектом нашего исследования, касались социального поведения в нью-йоркском метро. На первый взгляд вести себя в метро социально приемлемым образом очень просто. Люди спускаются в метро с очень ясной и четкой целью — попасть из одного места в другое за короткий промежуток времени. Количество необходимых социальных взаимодействий минимально, и правила, определяющие взаимоотношения между пассажирами, соблюдаются подавляющим большинством людей. Одно из правил поведения в метро базируется на принципе «кто успел, тот и сел». Другое имплицитное правило предписывает воздерживаться от разговоров друг с другом. Даже если пассажиры сидят или стоят совсем рядом, они обычно не разговаривают. В нашем исследовании экспериментаторы нарушали оба правила, обращаясь к пассажирам с просьбой уступить им место. Такая процедура позволяла получить дискретную, измеряемую реакцию: люди могли либо уступить свое место, либо отказать в просьбе.

Дата: 12 мая 2014



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 10+3-4