«Природа или воспитание»: история вопроса

 

Все обсуждавшиеся до сих пор научные споры — это просто мелкие стычки по сравнению с теми кровопролитными сражениями, которые разыгрываются вокруг вопроса «природа или воспитание». Суть вопроса на первый взгляд кажется очень простой. Поскольку люди отличаются друг от друга по своим интеллектуальным способностям, это должно быть обусловлено какой-то причиной. Самыми простыми являются два объяснения — либо способности даются человеку от природы, либо они развиваются в процессе воспитания. Сторонники первой точки зрения утверждают, что различия обусловлены генетическими факторами и уровень интеллекта человека предопределен еще до его рождения. Сторонники второй точки зрения придерживаются противоположного мнения: они считают, что все люди рождаются примерно с одинаковыми способностями, а причиной возникновения различий является воспитание — более высокий уровень интеллекта бывает у тех людей, которые получили более хорошее воспитание и образование. Эти доводы используются в политических дебатах между сторонниками различных партий. Правые отдают предпочтение доводам в пользу влияния природы, поскольку последние доказывают, что общественное неравенство — от Бога. Таким образом, нет смысла стараться улучшить положение беднейших масс, так как гены этих людей все равно не позволят им стать лучше, чем они есть. Лишь один шаг отделяет этот аргумент от оправдания южноафриканской системы апартеида, которая ныне, к счастью, уже в прошлом. Порабощение чернокожего населения оправдывали тем, что этим людям якобы присуща прирожденная безответственность, поэтому они неспособны работать на руководящих должностях. Отсюда недалеко также до утверждения, будто по сравнению с мужчинами женщины являются низшими существами, потому что они генетически подготовлены к тому, чтобы воспитывать детей и вести домашнее хозяйство, в то время как мужчины от природы наделены властью и способностями к работе. Короче говоря, аргументы в пользу природы используются в качестве «научного» обоснования общественного, расового и полового неравенства. Сторонники левых взглядов выдвигают аргументы в пользу влияния воспитания, доказывающие, что неравенство возникает в основном из-за общественной несправедливости. Если неравенство способностей не является естественным положением вещей, то с ним нельзя мириться. По той же причине расовые и половые различия иллюзорны.

История XX столетия слишком наглядно продемонстрировала ужасающие последствия деятельности крайне правых политиков, которые использовали аргументы в пользу влияния природы для обоснования своей омерзительной политики. Гитлер и возглавляемая им партия нацистов умертвили около 9 миллионов человек, в основном евреев, чтобы сохранить расовую чистоту Европы, поскольку у этих людей были якобы «неправильные» гены.

Дата: 19 мая 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 6*5-9