Приносят ли пользу тесты интеллекта?

 

Из всего, что сказано до сих пор, можно заключрггь, что тесты интеллекта по своему характеру таковы, что дают противоречивые и недостаточно достоверные результаты. Если результаты кажутся спорными, то это потому, что их часто неправильно используют. Однако они действительно не всегда достоверны, и это следует признать. Тем не менее было бы полезно спросить тех, кто подвергает их критрнсе, что они могут предложить взамен этих тестов. Несмотря на резкую критику тестов интеллекта, в большинстве случаев они являются лучшими из имеющихся инструментов для Р1змерения способностей. Конечно, они не идеальны, но в то же время они менее несовершенны, чем другие существующие методы.

Перед тем как завершить обсуждение интеллекта, необходимо рассмотреть последний аспект этой обширной темы: что же такое интеллект? Выше уже говорилось о том, что трудно сформулировать определение интеллекта, поскольку это столь всеобъемлющее понятие. Авторы многих теоретических моделей интеллекта пытались выяснить, можно ли с достаточной степенью точности описывать его как единую способность или на самом деле он является сочетанием относительно независимых подспособностей? Суть этого вопроса станет яснее, если рассмотреть несколько основных теоретических моделей интеллекта.

Один из пионеров психологии, Чарльз Спирмен, в начале 1900-х годов разработал статистический метод, который называется факторным анализом, и использовал его для исследования природы интеллекта. Хотя использовать факторный анализ довольно сложно, его основная цель очень проста. Предположим, что группа людей проходит тестирование с использованием множества различных тестов интеллектуальных способностей. Весьма вероятно, что результаты различных тестов у одного и того же испытуемого окажутся сходными — другими словами, между ними обнаружится корреляция. С помощью факторного анализа можно определить, является ли полученная схема корреляции результатом воздействия немногочисленной группы «сил». Когда Спирмен проанализировал полученные данные, он обнаружил, что способность к решению интеллектуальных задач по крайней мере частично обусловлена одним фактором, который он назвал g-фактором, или общим фактором. На интуитивном уровне это вполне понятно. По опыту учебы в школе всем известно, что если ребенок хорошо усваивает один предмет, то обычно он успешно справляется и с другими. Например, первый ученик в классе по английскому языку, как правило, бывает одним из первых также по французскому, истории и т. п. Тем не менее Спирмен обнаружил, что не все результаты тестов зависели только от g-фактора. Кроме того, он обнаружил, что есть еще несколько более специфических умений, которые используются при выполнении только некоторых из тех заданий, которые он предлагал своим испытуемым. Так, например, один специальный фактор влияет на решение математических задач, а другой специальный фактор необходим для выполнения заданий, связанных с вербальным мышлением. Опять-таки интуиция подсказывает, что это вполне правдоподобная модель. Школьники могут хорошо справляться с различными задачами, однако, как правило, каждый из них особенно успешно выполняет задания по одному или двум предметам и может быть слаб в некоторых других. Поэтому Спирмен утверждал, что интеллект состоит из общей универсальной способности, которая необходима для выполнения любого интеллектуального задания, и более специфическихспособностей, которые применяются только в определенных областях.

Дата: 05 мая 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 20+5-4