Позиции в споре и воспитание

 

Традиционная приверженность той или иной позиции в споре «природа или воспитание» в какой-то степени обусловлена простым удобством. Иногда политические группировки, поддерживающие одну точку зрения, выдвигают аргументы в пользу противоположной позиции. Например, левые могут утверждать, что различия между людьми зависят от генетических факторов. Следовательно, если некоторые люди рождаются менее одаренными, то это не их «вина», и государство должно оказывать им дополнительную помощь. Точно так же правые могут утверждать, что если все люди рождаются с одинаковыми способностями, но некоторые живут богаче, чем другие, значит, они добились этого усердным трудом. Если человек беден, значит, он работает недостаточно старательно; основой капитализма является индивидуальное предпринимательство, поэтому зачем помогать бедным, если они явно сами виноваты в том, что бедны? На первый взгляд эти аргументы могут показаться весьма сомнительными, однако в 20-е и 30-е годы XX столетия многие наиболее яростные сторонники программ селекции людей  получали сильную поддержку со стороны левого крыла интеллигенции, в том числе от такого любимца левых либералов, как Джордж Бернард Шоу. В то же время утверждение, что бедным некого винить, кроме самих себя, кажется ужасно знакомым всем, кто изучал политику правых.

Столь пространное обсуждение истории вопроса проведено здесь, чтобы показать, что, хотя современные рецензенты склонны обвинять «сторонников влияния природы» во всех грехах Содома и Гоморры, поскольку эта позиция ассоциируется с правой политикой, их суждения весьма поверхностны. Дело в том, что, во-первых, аргументы в пользу влияния воспитания в их экстремистском варианте могут быть связаны со столь же ужасными последствиями и, во-вторых, приверженность левых и правых той или иной точке зрения в споре «природа или воспитание» в большой степени зависит от стечения обстоятельств. Чтобы действительно тщательно взвесить все «за» и «против» в этом споре, необходимо проанализировать научные факты.

Дата: 15 мая 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 2*5-3