Объёмы кратковременной памяти субъекта

 

Кратковременная память имеет довольно небольшую емкость. Обычно приводятся следующие цифры: большинство людей могут запомнить от пяти до девяти элементов из перечня слов или чисел. Покойный Джордж Миллер, автор весьма толковых работ на эту тему, сформулировал следующую фразу для описания возможностей памяти обычных людей: магическое число семь плюс минус два 1. Существуют различные способы увеличения количества запоминаемой информации. Например, Миллер утверждал, что для лучшего запоминания каждая «единица» должна содержать группу {chunk) информации. Составляющие этой группы зависят от того, какие знания уже имеются у данного человека. Допустим, человек хочет запомнить числовой ряд «2014266977». Если он попытается запоминать набор отдельных цифр, то, вероятно, они не «поместятся» в его кратковременную память. Однако предположим, он заметил, что эти цифры образуют уже знакомые ему последовательности, например, номера телефонов его друзей. В этом случае человеку нужно запомнить не десять отдельных единиц информации, а только две. Это пример группирования информации, то есть объединения элементов, которые необходимо запомнить, в более крупные «единицы» с целью уменьшения количества этих единиц и облегчения запоминания. Таким способом можно значительно увеличить емкость кратковременной памяти и достичь весьма впечатляющих результатов. Например, один из участников эксперимента Эрикссона и Чейза  в результате тренировки мог запоминать ряды, состоявшие из 80 и более цифр. Этот человек увлекался бегом, поэтому он кодировал числа, которые следовало запомнить, в виде типичных результатов бегунов в забегах на определенные дистанции. Иначе говоря, он запоминал не 80-или более отдельных цифр, а более короткий ряд групп цифр. Таким образом, группируя информацию, можно удерживать в памяти большее ее количество.

Еще одной особенностью кратковременной памяти является эффект края. Если человеку надо запомнить материал, расположенный в виде ряда, то ему легче удержать в памяти элементы, находящиеся в начале  и в конце ряда, в то время как средние элементы ряда обычно запоминаются хуже. Это указывает на основное свойство кратковременной памяти — она действует как «ретрансляционная станция», отбирая информацию, которую необходимо передать на длительное хранение. Исследователи считают, что, когда мы получаем ряд слов, которые необходимо запомнить, мы начинаем обрабатывать информацию сразу же, как только видим или слышим первое слово. Поэтому слова, расположенные в начале ряда, обрабатываются в первую очередь, и к тому моменту, как человеку надо будет припомнить этот ряд слов, они уже находятся на долговременном хранении в другой подсистеме памяти. Поскольку эти слова переданы на длительное хранение, человек запомнит их относительно хорошо. Заключительные элементы ряда будут еще удерживаться в кратковременной памяти, поэтому их тоже легко припомнить. Слова из середины ряда запомнятся хуже всего, так как они попадают в «мертвую зону» между словами, отправленными на длительное хранение, и недавно поступившими словами.

Дата: 09 февраля 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 2*5-4