Надежность запоминания информации

 

Во-первых, процесс формирования следа в памяти  может протекать с различной «интенсивностью». Обычно чем тщательнее человек изучает объект, который надо запомнить, тем прочнее запоминание. Дело не только в том, что следует дольше разглядывать этот объект. Существуют различные уровни обработки информации : если человек проанализирует «глубинные» характеристики информации, такие как ее смысл, то она запомнится лучше, чем в том случае, если будут изучены только «поверхностные» качества, такие как звучание соответствующих слов. Кроме того, запоминание улучшается, если в момент кодирования информации человека не отвлекает шум или другие внешние факторы.

Последний фактор, оказывающий влияние на запоминание, — это количество подсказок, которые могут помочь человеку вспомнить нужную информацию. Существуют две формы извлечения информации из памяти: воспроизведение  и узнавание. Воспроизведение — это извлечение информации из памяти без каких-либо подсказок или напоминаний, в то время как при узнавании объект предъявляется человеку, и он должен вспомнить, хранятся ли в его памяти сведения об этом объекте. Как правило, воспроизведение труднее, чем узнавание, потому что в первом случае необходимо искать информацию в памяти, а во втором достаточно только сравнить предъявленный объект с образами других объектов, хранящимися в памяти. Для исследования этих процессов разработано множество различных методов. В этой главе уже описывалось упорядоченное и свободное припоминание. В случае припоминания по ключевым признакам  человек получает в качестве подсказки сведения о каких-либо характеристиках припоминаемых объектов — например, первая буква слова; похожие по звучанию слова и т. п. Такие тесты позволяют понять, каким образом информация размещается в памяти, поскольку, изменяя ключевые признаки, можно выяснить, какие из них играют более значимую роль. Задания тестов на узнавание могут быть построены по-разному. Скажем, можно поочередно предъявлять человеку объекты, а он должен каждый раз решать, хранятся ли в его памяти соответствующие сведения. В задания на узнавание почти всегда включают объекты, о которых человек не получал сведений. Одной из версий задания на узнавание является тест вынужденного выбора  — необходимо выбрать знакомый объект, который предъявляется испытуемому одновременно с одним или несколькими дистракторами. Дистракторы обычно подбирают по определенным характеристикам. Например, они могут чем-то напоминать знакомые объекты, поскольку в этом случае результаты тестирования помогают понять принцип организации информации в памяти. Если человек вместо знакомого объекта ошибочно выбирает слова-дистракторы со сходным звучанием, но правильно отвергает слова-дистракторы, имеющие аналогичное значение, то это может означать, что слова размещаются в его памяти, группируясь по звучанию.

Дата: 26 января 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 14+9-8