Модель Стернберга

 

Разочаровавшись в факторном анализе, исследователи стали разрабатывать другие методы оценки интеллекта. В 1950-е годы началось возрождение интереса к процессам познания, а значит, и к исследованию компонентов мыслительного акта. При использовании традиционного подхода к исследованию интеллекта предметом изучения являлась связь между результатами процессов мышления — иначе говоря, исследователи пытались выявить связь между степенями успешности выполнения интеллектуальных заданий различного типа. Для исследования корреляций между результатами тестов использовался факторный анализ, и выявленные с его помощью факторы g и s просто свидетельствовали о том, что между оценками существует связь. Исследователи заявляли о существовании, скажем, специальных вербальных способностей, потому что они обнаружили, что от результатов, полученных испытуемым при прохождении одного вербального теста, как правило, зависят результаты, полученные этим же человеком при прохождении всех других вербальных тестов. На основании этой зависимости исследователи пришли к выводу, что вербальные способности должны являться самостоятельным компонентом интеллекта, не связанным с прочими интеллектуальными способностями. Тем не менее при таком подходе не учитывались интеллектуальные процессы, которые происходят в действительности. В качестве аналогии рассмотрим следующую ситуацию: вы смотрите автомобильные гонки, в которых участвуют автомобили «Лада»1 и «Порше». Просто понаблюдав за ходом гонок, можно заключить, что «Порше» — более скоростной автомобиль, и прийти к выводу, что у него более мощный мотор. Однако, чтобы доказать это, необходимо посмотреть на мотор.

Компонентный подход  используют многие исследователи, однако чаще всего цитируются, по-видимому, работы Стернберга. Стернберг подразделяет интеллект на несколько составляющих процессов, которые можно сгруппировать в широкие классы в соответствии с их основным характером. Например, Стернберг утверждает, что одним из аспектов интеллекта должна являться способность к получению информации — для этого существуют особые методы, и успешность интеллектуальной деятельности в какой-то степени зависит от умения их применять. Точно так же должны существовать компоненты интеллекта, «отвечающие» за запоминание информации, и другие компоненты, «отвечающие» за ее извлечение из памяти. С помощью тщательных экспериментальных исследований можно показать, что для выполнения определенных задаиий требуются определенные интеллектуальные умения, а также продемонстрировать различия между людьми в быстроте и правильности выполнения этих заданий. Поэтому можно рассматривать интеллект как результат совместного функционирования всех этих компонентов. На основе результатов своих исследований Стернберг построил триархическую теорию интеллекта. Согласно этой теории, «интеллект» является результатом взаимодействия способностей, подразделенных натри типа: компонентные ; контекстуальные ; и эмпирических . Эта теория особенно интересна тем, что Стернберг никоим образом не отождествляет интеллект с просто хорошими способностями к учебе и включает в число интеллектуальных способностей умение справляться с «повседневными» задачами. Примерно так же думают и другие исследователи, в особенности Гарднер, который утверждает, что кроме вербальных, логико-математических и зрительных интеллектуальных способностей у людей есть еще и следующие специальные интеллектуальные способности: музыкальные, телесно-кинестетические  и личностные.

Дата: 02 мая 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 14+13-1