Модель бутылочного горлышка

 

Для объяснения результатов, полученных Черри, Бродбент  разработал модель бутылочного горлышка. Ее описание можно начать с подсказанного здравым смыслом замечания — количество информации, которую мозг может обрабатывать одновременно, ограниченно. Кроме того, обычно далеко не любая информация представляет какую-либо ценность или интерес. Например, человек, читающий книгу в знакомой комнате, хочет сосредоточиться на чтении; если бы он постоянно отвлекался, желая тщательно разглядеть все предметы, находящиеся в комнате, то это была бы напрасная трата сил и времени. Однако как человек может «отключить» внимание от ненужной информации без ее предварительной обработки, которая необходима, чтобы выяснить, какая именно информация ему не нужна? Такая же проблема стоит перед государственным чиновником, занимающим высокий пост: ему надо ознакомиться только с самой важной информацией. Рутинную работу, такую как введение нового порядка хранения документов или вызов механика для ремонта ксерокса, выполняют его подчиненные — самому чиновнику платят столь высокую зарплату не за такие тривиальные дела. Как же он отбирает достаточно важную для него информацию? Если работа в его офисе хорошо налажена, то должны быть установлены определенные процедуры для отбора информации. Согласно модели Бродбента, информация игнорируется, если она по внешним признакам не похожа на то сообщение, на котором пытается сосредоточиться человек. Таким образом, эта модель согласуется с результатами Черри, который обнаружил, что испытуемые следят за сообщениями, ориентируясь на их внешние признаки. Бродбент предполагал, что сообщения считаются ненужными и игнорируются, если они не похожи на те сообщения, на которых сконцентрировано внимание. Это означает, что ненужные сообщения не подвергаются «глубокой» обработке. Согласно концепции глубины обработки, исследование элементов информации может проводиться на различных иерархических уровнях тщательности. При наиболее поверхностной обработке анализируются только внешние признаки. При более глубокой обработке исследуется смысл этого элемента. Таким образом, из модели Бродбента следует, что люди должны почти не иметь представления о смысле отвергаемого сообщения — они лишь проанализировали его поверхностные признаки; им не должно быть известно, что оно означает.

Дата: 04 января 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 14+12-2