Методология рассчёта IQ

 

В оригинальной формулировке IQ рассчитывали путем деления умственного возраста на хронологический возраст и умножения полученного числа на 100. «Хронологическим возрастом» называется возраст человека в годах. «Умственный возраст» — это возраст, который можно приписать данному ребенку по результатам тестирования его интеллекта. Таким образом, если ребенок при тестировании интеллекта получает количество баллов, типичное для 8-летних детей, то его умственный возраст равен 8 годам. Посредством умножения на 100 оценка переводится в проценты. Предположим, например, что 8-летний ребенок проходит тестирование интеллекта и получает оценку, типичную для 8-летнего ребенка. Тогда его хронологический возраст  равен умственному, и по вышеприведенной формуле получается, что IQ этого ребенка равен 100. Другими словами, у него средние умственные способности. Однако если в результате тестирования 8-летнего ребенка получен результат, типичный для 12-летних детей, то в этом случае IQ этого ребенка равен 150, что говорит о способностях значительно выше средних.

Коэффициент интеллекта является полезным показателем относительных умственных способностей человека по сравнению со способностями других представителей его возрастной группы. Однако исходную формулу IQ можно использовать только для расчета коэффициента интеллекта детей. Дело в том, что результаты тестирования интеллекта детей и подростков повышаются с возрастом, но примерно с 18 лет они обычно стабилизируются. Иначе говоря, при тестировании интеллекта в 36-летнем возрасте человек скорее всего получит ту же оценку, которую он получил в 18 лет. Поэтому расчет умственного возраста становится бессмысленным. Поскольку умственный возраст взрослых с 18 лет остается постоянным, IQ взрослых невозможно рассчитывать по традиционной формуле. Например, 18-летний человек со средним уровнем интеллекта будет иметь умственный возраст 18 лет и, следовательно, его IQ будет равен 100. Однако к 36 годам хронологический возраст этого человека удвоится, а умственный возраст останется таким же, каким он был, когда человеку было 18 лет. При расчете по традиционной формуле IQ этого человека уменьшится в два раза. Чтобы обойти эту проблему, исследователи разработали другой метод расчета IQ. Он основывается на расчете процентной доли членов популяции, которые по сравнению с данным человеком получают более низкие результаты — такая оценка называется процентилъной. Таким образом, если человек получил 50 процентилей, то его результат выше, чем у 50 % популяции, и в то же время ниже, чем у другой половины популяции — иначе говоря, у него средние умственные способности. Процентильные оценки используются довольно часто, но в некоторых случаях их преобразуют  в «традиционные» баллы JQco средним значением 100. Следует отметить, что относительно часто используется и другая система — результаты тестирования подразделяются на диапазоны, соответствующие различным уровням способностей. В таких случаях в результате тестирования человека относят к группе людей с определенным уровнем способностей вместо того, чтобы рассчитывать оценку его интеллекта по единой непрерывной шкале.

Важно помнить о том, что Бине разработал свой тест интеллекта для решения специфической практической проблемы — а именно для выявления детей с чрезвычайно слабыми интеллектуальными способностями, чтобы направить этих детей на специальное обучение. Использование тестов интеллекта в подобных целях почти не вызывает возражений1, поскольку критики тестов интеллекта обычно признают, что эти тесты пригодны для определения причин трудностей в учебе. Сложности возникли тогда, когда исследователи попытались использовать тесты интеллекта для прогнозирования результатов деятельности.

Дата: 25 мая 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 4*2-5