Ложные воспоминания

 

Частью процесса субъективной оценки воспоминаний является оценка степени дрстоверности собственных воспоминаний. Как было сказано выше, существует риск, что высказывание или предположение, касающееся вымышленного события, может быть сохранено в памяти как воспоминание о реальном событии. Это может приводить к особенно неприятным ситуациям, когда речь идет о таких событиях, как сексуальные посягательства на детей. Сексуальные посягательства могут приводить и действительно приводят к психологическим травмам у детей, оказывающим негативное влияние в течение длительного времени. Поэтому при лечении пациента психотерапевт имеет веские основания спросить, не подвергался ли пациент в детстве сексуальным посягательствам. Если пациент дает отрицательный ответ на прямой вопрос, такой как «не приставали ли к вам в детстве взрослые с сексуальными намерениями?», то это еще не значит, что таких случаев действительно не было, поскольку у многих жертв посягательств воспоминания об этих событиях вытесняются. Чтобы преодолеть влияние механизмов психологической защиты, психотерапевты иногда используют гипноз. Применение таких методов чревато опасными последствиями, поскольку когда психотерапевт спрашивает пациента о сексуальных посягательствах, у последнего может сложиться впечатление, что они имели место, хотя на самом деле их не было. Со временем у пациента могут сформироваться ложные воспоминания о посягательствах, и вполне безобидные ситуации  могут в его воспоминаниях приобрести зловещий смысл. Подобные ложные обвинения приводят к семейным раздорам, а предполагаемый преступник  может потерять работу и предстать перед судом.

Такие данные заставляют задуматься над вполне естественным вопросом: если схемы столь ненадежны, то почему же они все-таки используются? Это опять объясняется прагматическими соображениями. Несмотря на то что основные используемые схемы являются источником ошибок, они весьма полезны, поскольку снижают интеллектуальную нагрузку. Предположим, например, что в памяти человека отсутствует «схема лестницы», то есть у него нет общего представления о том, как надо подниматься по лестнице. Если бы нам приходилось рассматривать каждую лестницу как совершенно новый объект, то в жизни возникли бы лишние сложности1. Кроме того, схемы позволяют не запоминать ненужную информацию. Например, нецелесообразно запоминать каждое посещение ресторана или туалета как отдельное событие. Гораздо удобнее, чтобы воспоминания обо всех этих событиях слились в одно общее представление. Короче говоря, схемы — штука необходимая.

Дата: 01 февраля 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 5*2-5