Личные воспоминания

 

Довольно очевидная гипотеза о способе организации хранящейся в памяти информации была впервые предложена Тульвингом : факты и информация, не имеющие отношения к собственной жизни человека, выделяются в отдельный блок, а к другому блоку  относятся воспоминания о событиях, прямо связанных с его жизнью. Некоторые исследователи несколько иначе рассматривают фактор личного участия человека в событиях, воспоминания о которых хранятся в его памяти. Например, они выделяют блок автобиографической памяти, где хранятся воспоминания о событиях, случившихся в жизни отдельного человека, в отличие от общих воспоминаний людей, принадлежащих к одной возрастной группе и живущих в сходных условиях. Любопытной особенностью памяти этого типа является наличие так называемого реминисцентного пика  — это означает, что большая часть автобиографических воспоминаний человека относится к возрастному периоду с 10 до 30 лет. Возможно, дело в том, что в течение этого периода в жизни человека обычно происходят наиболее интересные и запоминающиеся события. Любопытно также то, что, как правило, люди ничего не помнят о первых месяцах или даже годах своей жизни. Вполне естественно, что Фрейд, исследовавший этот феномен, утверждал, что причиной этого является вытеснение воспоминаний о событиях, связанных с сильными эмоциональными переживаниями. Впоследствии исследователи склонились к более прозаическому объяснению — по их мнению, у очень маленьких детей еще нет интеллектуальных навыков, необходимых для эффективной организации запоминаемой информации, поэтому в дальнейшем они не могут ее припомнить.

Особой характеристикой автобиографической памяти являются вспышки воспоминаний, то есть воспоминания о чрезвычайно значимых событиях собственной жизни, связанных с сильными эмоциональными переживаниями. Это могут быть очень личные события  или реакции на важные сенсационные новости, которые произвели сильное впечатление на всех людей, живших в то время. Эти воспоминания необычны тем, что человек помнит  ситуацию, в которой он находился, когда услышал новость, в то время как в обычных воспоминаниях такие мелкие подробности отсутствуют. Считается, что для сохранения ярких воспоминаний используется особый механизм запоминания, особые нейротрансмиттеры  и т. п. Но возможно и более прозаическое объяснение — поскольку такие события производят сильное впечатление, они обычно часто «прокручиваются» в памяти и благодаря этому запоминаются особенно хорошо. При этом не следует предполагать, что яркие воспоминания обязательно более точно соответствуют действительности, чем воспоминания других видов. Например, широко известна1 история о том, как один знаменитый психолог  вспоминал про то, как он услышал о бомбардировке Пирл-Харбор. Он «помнил», что из-за экстренного выпуска новостей была прерван радиорепортаж о бейсбольном матче, тем не менее это невозможно, поскольку дело было в декабре, когда никто не играет в бейсбол. Аналогичный случай произошел с Пиаже: он четко помнил, что его пытались похитить, когда ему было два года, однако няне удалось помешать похитителям. Уже в юности Пиаже узнал, что няня выдумала всю эту историю, а значит, его воспоминания о похищении отражали скорее впечатления от ее рассказа, чем реальное событие.

Дата: 05 февраля 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 9*2-4