Как правильно наказывать ребёнка

 

Применяя наказания, следует помнить совет А. С. Макаренко о том, что наказания не должны быть «бытом», т. е. частыми, потому что тогда ребёнок к ним привыкает, они уже не производят должного впечатления и ребёнок не исправляется. С другой стороны, надо помнить и другой совет А. С. Макаренко — о том, что, проявляя требовательность к ребёнку, в то же время надо оказывать и «как можно больше уважения» к нему, т. е. не применять таких наказаний, которые оскорбляют его личность, унижают его человеческое достоинство. Сюда относятся прежде всего телесные наказания, грубая брань, особенно оскорбительные для подростка, возбуждающие в нём чувство протеста и даже иногда вызывающие озлобление по отношению к родителям.

Советские родители пользуются любовью и уважением со стороны детей. Они остерегаются таких мер, которые роняют их авторитет в глазах детей. Меры наказания должны быть продуманы с точки зрения их целесообразности. Наказывать ребёнка надо с целью добиться его исправления. Поэтому, если родители чувствуют, что намеченная ими мера наказания пользы не принесёт, лучше не применять этой меры, подумать и найти такое наказание, которое было бы достаточно чувствительным, чтобы побудить подростка на исправление своего поведения.

Такими целесообразными мерами наказания в семье могут быть: выговор, лишение ребёнка удовольствий, которыми он обычно пользуется, отмена обещанной награды, как-то: нового костюма, обуви, подарка и т. п., запрещение посещения кино, театра, оставление дома для выполнения дополнительных заданий, работ по хозяйству и т. д.

Все эти наказания весьма чувствительны для детей и подростков, и при правильном, тактичном и твёрдом применении оказывают благотворное действие на поведение школьников. Е. Н. Кошевая рассказывает, что после рискованного «путешествия» Олега на лодке в бурную погоду ночью, она его наказала, сказав:

— Две недели не пойдёшь в кино!

Олег всячески старался загладить вину, получить прощение. Но проступок был весьма серьёзен, и мать не изменила своего решения.

И, понеся наказание, Олег сказал матери: «Лучше бы уж ты меня ремнём отстегала! Поболело бы и прошло. И я бы сразу в кино пошёл».

В данном примере заслуживает внимания то, что Е. Н. Кошевая хотя и волновалась за сына, а после его появления, конечно, крайне возмущалась, тем не менее она овладела собой и, наказав его, не допустила резких упрёков и оскорблений, а в дальнейшем проявила твёрдость и последовательность, не поддавшись на ласки и просьбы сына.

Из приведённого факта нельзя сделать какого-то стандартного вывода, рецепта на все случаи проступков детей и подростков.

В мерах поощрения и наказания не должно быть педантизма и мелочной придирчивости к невинным шалостям. Родители своей любовью и заботой о ребёнке могут добиться больших успехов в исправлении его, чем целой системой педантически применяемых наказаний.

Дата: 02 октября 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 5*6-9