Исторические корни социальной психологии

 

В начале XX века первые психологи разрабатывали три основных теоретических направления, каждое из которых оставило свой след в современной социальной психологии.

Зигмунд Фрейд, основатель психоаналитической теории, был потрясен богатой психической жизнью человека. Он высказал предположение, что поведение мотивируется изнутри сильными внутренними побуждениями и импульсами, такими как сексуальность и агрессия. Фрейд также верил, что поведение взрослого человека формируется под влиянием неразрешенных психологических конфликтов, происхождение которых прослеживается в опыте ребенка, полученном в семье. Сторонники психоаналитической теории стремятся понять внутренние силы, как осознанные, так и неосознанные, которые определяют и направляют поведение человека.

Вторая важная теория, бихевиоризм, предлагала совершенно иной взгляд на человеческий опыт. Развивавшийся Иваном Павловым, Джоном Б. Уотсоном, Б. Ф. Скиннером, бихевиоризм обращал основное внимание на наблюдаемое поведение людей и других живых существ. Бихевиористов не интересовали субъективные мысли и чувства, они предпочитали изучать то, что могли непосредственно наблюдать и оценивать, т. е. внешнее поведение. Бихевиористы исследовали, как окружающая среда формирует поведение животных, и высказали предположение, что актуальное поведение является результатом прошлого научения. Они сформулировали ряд принципов для объяснения специфических процессов, посредством которых происходит всеобщее научение. Несмотря на то что большая часть этих исследований проводилась с крысами и морскими свинками, бихевио- ристы верили, что эти принципы применимы и к людям.

Положения гештальтпсихологии разрабатывались Вольфгангом Кёлером, Куртом Коффкой, Куртом Левином и другими европейскими учеными, иммигрировавшими в Соединенные Штаты в 30-е годы XX века. В центре их внимания был процесс восприятия и понимания отдельными личностями предметов, событий и людей. С их точки зрения, люди воспринимают ситуации и события не как составленные из многочисленных отдельных частей, а как «динамическое целое». Подумайте о своем лучшем друге. Когда вы видели его в последний раз, вы воспринимали его как набор рук, ног, пальцев и других частей тела? Скорее всего, нет. Более вероятно, что вы воспринимали его как целостную единицу, совокупное единство, объединяющее взаимосвязи между различными частями тела в знакомое «целое» или человека, которого вы знаете и любите. Такой упор на восприятие окружающего как целого, представляющего собой нечто большее, чем простую сумму его частей, известен как гештальтпсихология.

Дата: 24 октября 2012



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 8*8-9