Исследования генетического компонента интеллекта

 

В генах заложен план построения организма. Напрашивается вопрос о том, каким образом могут передаваться по наследству психологические характеристики, если гены управляют только физиологическими механизмами. Можно предложить еле- дующий простой ответ: хотя эти механизмы недостаточно изучены, есть основания утверждать, что анатомические и физиологические особенности головного мозга должны оказывать некоторое влияние на работу ума. Например, если нервные клетки человека передают информацию быстрее и точнее обычного, то логично предположить, что это повлияет на скорость и «правильность» процессов мышления. На первый взгляд кажется, будто довольно легко доказать, что генетические факторы оказывают сильное влияние на интеллект. Понятно, что у кровных родственников много одинаковых генов. Люди размножаются половым способом — следовательно, ребенок наследует половину своих генов от отца, а другую половину — от матери, и поэтому дети часто бывают внешне похожи на одного или на обоих своих родителей. Если гены определяют интеллект, то можно также предположить, что у ребенка будут примерно такие же умственные способности, как у его родителей. На первый взгляд, справедливость этого предположения доказывает наличие корреляции  между коэффициентами интеллекта ребенка и его родителей. Обычно эта корреляция бывает довольно тесной, и, таким образом, подтверждается гипотеза о влиянии генетических факторов на интеллект. Еще более убедительные доказательства можно получить, если рассмотреть корреляцию между коэффициентами интеллекта ребенка и других его кровных родственников. У сиблингов  такое же количество одинаковых генов, как у родителей и детей. Поэтому следует ожидать, что корреляция между IQ сиблингов примерно столь же тесная, как корреляция между IQ родителей и детей, и именно это обнаруживают исследователи. У более дальних родственников меньше одинаковых генов. У дедушек и бабушек только четверть таких же генов, как у их внуков, поэтому корреляция между уровнями интеллекта в этом случае менее тесная, чем у родителей и детей. По той же причине сходство между уровнями интеллекта других дальних родственников также является менее сильным. Короче говоря, чем больше доля одинаковых генов, тем больше сходство в уровнях интеллекта. Казалось бы, эти результаты убедительно демонстрируют наличие генетической связи между уровнями интеллекта родственников, но тем не менее они обманчивы. Если между двумя людьми существует сильное генетическое сходство, то весьма вероятно, что они воспитываются в сходных условиях. Например, не исключено, что у сиблингов близкие IQ не только потому, что у них много одинаковых генов, но и потому, что они воспитывались в одной семье. Точно так же сходство в уровнях интеллекта родителей и детей может объясняться тем, что они не только живут одной семьей, но, вполне вероятно, что родители пытаются воспитывать детей так, чтобы они походили на них самих по своим взглядам и поведению. Генетическая связь между менее близкими родственниками является менее тесной, но в то же время более вероятны различия между ними в образе жизни, поэтому неудивительно, что они больше отличаются друг от друга по уровню интеллекта. Короче говоря, сторонники любой точки зрения, доказывая свою правоту, могут использовать данные о сходстве в уровнях интеллекта родственников. Поэтому необходимы какие-нибудь более убедительные данные.

Дата: 11 мая 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 9*4-4