Использование воспоминаний

 

Память не только хранит наши личные воспоминания — как уже говорилось, она помогает человеку понимать окружающий мир, и это одна из ее основных функций. Одним из подходов к изучению этой функции является подразделение долговременной памяти на два блока: в одном из них хранится основная фактическая информация, а в другом — сведения о том, как следует выполнять различные действия. Такая классификация вовсе не банальна, как может показаться на первый взгляд. Например, по некоторым данным, пациентов с определенными формами поражения головного мозга можно научить выполнению сложных мануальных заданий. После обучения они очень быстро справляются с заданием, хотя заявляют, что не знают, как его надо выполнять. Следовательно, в основе декларативной и процедурной памяти не обязательно лежит один и тот же нейрофизиологический механизм.

Использование памяти при решении задач имеет еще одну особенность: полные сведения о том, как решается задача, могут отсутствовать в памяти человека, и он находит решение, основываясь на более простой информации. Например, рассмотрим следующее утверждение: «В июле и в августе в магазинах повышается спрос на шерстяную пряжу, потому что птицы начинают вязать себе свитера на зиму». Разумеется, это нонсенс, поскольку память подсказывает нам, что птицы не посещают магазины, не вяжут на спицах и не носят одежду. Тем не менее в нашей памяти нет единого блока информации, которая в явной форме касалась бы темы данного высказывания — никто не хранит в памяти сведения о том, что птицы не покупают шерстяную пряжу в магазинах в летние месяцы. Интерпретация данного высказывания основывается на логическом рассуждении, исходными положениями которого являются базовые знания: птицы — это животные; животные не ведут себя, как «цивилизованные» люди; вязание и посещение магазинов — это «цивилизованное» поведение. Отсюда следует, что животные, а значит и птицы, таких вещей не делают. Основные факты, лежащие в основе этих рассуждений, хранятся в эксплицитной памяти, в то время как сделанные выводы относятся уже к имплицитной памяти.

Имплицитная память приносит большую пользу, поскольку она обеспечивает гибкость ума. Если бы можно было понять смысл вопроса или задачи только в том случае, когда в памяти хранятся точные сведения именно на эту тему, то возможности памяти были бы очень бедными. Однако за эту гибкость приходится расплачиваться. Поскольку в процессе припоминания присутствует элемент интерпретации, то могут возникать ошибки, которые иногда имеют серьезные последствия. Это наглядно продемонстрировано в исследованиях Бартлетта.

Дата: 03 февраля 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 5*7-4