Интеллект в психологии

 

Цель исследований индивидуальных различий можно сформулировать довольно просто: люди отличаются друг от друга, и исследователи хотят знать, в чем состоят различия между людьми и чем они обусловлены. На первый взгляд ответить на эти вопросы легко, однако на самом деле они оказались весьма непростыми, и в этой области психологических исследований возникает больше всего разногласий и споров. Как мы увидим, это обусловлено не очень сложными, но чрезвычайно разнообразными причинами. Для удобства принято подразделять исследование индивидуальных различий на две области — исследование интеллекта и исследование личности, и эта традиция здесь соблюдается. В этой главе рассматривается природа интеллекта и описываются методы его исследования. В следующей главе обсуждаются аналогичные вопросы, касающиеся личности.

В первые годы XX столетия Альфред Бине  заложил основы современной тестологии, разработав первый тест интеллекта. Ради справедливости следует сказать, что другие исследователи также пытались разработать методы оценки интеллекта, однако все они  действовали «методом тыка». Бине предпринял первую попытку создания объективного измерительного инструмента, сконструированного на научной основе. Бине не сразу выбрал профессию психолога. В 1904 году он работал в Париже и получил заказ от министерства образования на разработку теста, с помощью которого можно было бы выявить школьников с пониженными интеллектуальными способностями, чтобы обучать их по специальной программе. На первый взгляд задача казалась очень простой, но нужно было отличить тех детей, у которых действительно были слабые способности, от детей с нормальными способностями, плохо учившихся по другим причинам, связанным с мотивацией.

Решая эту проблему, Бине ставил перед собой две цели: проверить «подлинные» умственные способности и создать метод оценки уровня интеллекта по результатам тестирования. Чтобы достичь первой цели, Бине составил набор задач, для решения которых были необходимы некоторые самые элементарные общие знания, не имевшие, однако, отношения к материалу школьной программы. Если ребенок правильно отвечал на эти вопросы, но плохо учился в школе, то можно было утверждать, что он обладает умственными способностями, необходимыми для учебы, и его плохая успеваемость обусловлена причинами, не имеющими отношения к интеллекту. С другой стороны, если ребенок был не в состоянии правильно ответить на эти вопросы и плохо учился в школе, то тогда его неудачи в учебе могли быть связаны с общим дефицитом умственных способностей. Краеугольным камнем исследований индивидуальных различий стало правило: при тестировании должны оцениваться «сырые» способности, которые не зависят от усвоения определенных сведений, преподающихся в школе. Как мы увидим, эта цель достигается не всегда, и при некоторых обстоятельствах принцип не соблюдается, но убежденность в том, что тесты умственных способностей должны быть свободными от культурных влияний , является фундаментальной основой современной тестологии.

Дата: 29 мая 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 9*7-3