Эволюция представлений о психических болезнях и методах их лечения

 

В большинстве древних культур психические болезни считались проклятием богов. Поскольку человек создан по образу и подобию богов, то казалось святотатством считать ум душевнобольного отражением божественного ума. Поэтому если человек терял рассудок, то это означало, что он попал в сети дьявола и лишен покровительства богов за дурные поступки. Благодаря трудам Гиппократа и других древнегреческих и древнеримских ученых, создавших теорию, согласно которой темперамент человека зависит от соотношения соков в его организме, взгляды на психические болезни изменились, и личностные расстройства стали считаться следствием нарушения физиологического баланса в организме. Эта точка зрения легла в основу современных европейских представлений, пришедших на смену взглядам средневековой эпохи, когда на протяжении двух столетии1 люди, подозреваемые в колдовстве, подвергались жестоким гонениям. Однако методы лечения были весьма суровыми. Например, для восстановления правильного соотношения соков в организме больного ему многократно назначались кровопускания или слабительные средства. В результате такого лечения пациент ослабевал физически и мог стать более послушным, хотя маловероятно, что оно как-либо воздействовало на причины его болезни. В других случаях больных вообще не лечили, а только ограничивали их свободу, вплоть до того, что приковывали их к стене, чтобы они не представляли угрозы для общественной безопасности. Общество в целом соглашалось с таким положением дел. Представители высшего света даже находили такие сумасшедшие дома забавными и готовы были заплатить за возможность посещения самых «живописных» узников, поскольку считали наблюдение за их поведением особенно интересным развлечением. Одним из таких учреждений был лондонский госпиталь Святой Марии Вифлеемской {Bethlehem), от названия которого произошло слово «бедлам».

Реформирование психиатрических больниц началось в эпоху Великой Французской революции благодаря пионерской деятельности Филиппа Пинеля, который в 1790-е годы отменил многие меры, ограничивающие свободу больных2, и начал относиться к ним скорее как к пациентам, чем как к узникам. В тот же период в Великобритании предприниматель Уильям Тьюк, принадлежавший к секте квакеров, ввел либеральный режим лечения в Йоркском приюте для душевнобольных, по образцу которого были открыты аналогичные больницы в других городах и странах, в том числе в США. Следует отметить, что лечение, проводившееся в этих учреждениях, далеко не всегда было эффективным: выздоровление не гарантировалось, и вместо заковывания в кандалы многих пациентов пичкали успокоительными средствами. Тем не менее произошел решительный перелом в отношении к психическим заболеваниям — их стали считать не наказанием Божьим, а болезнью.

В XIX веке началось систематическое исследование психических заболеваний и были выявлены различные их типы, в результате чего было создано несколько систем классификации. Некоторые рашше системы, такие как разработанная Эмилем Крепелином, с современной точки зрения кажутся чрезмерно упрощенными. Крепелин считал, что все психические заболевания делятся на два основных типа — dementia ргаесох, или раннее слабоумие  маниакально-депрессивный психоз. Однако начало было положено, и по мере того как исследования в этой области активизировались, появлялись более сложные системы классификации.

Дата: 07 декабря 2012



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 7*2-6