Эксперимент Фанца

 

В самом известном эксперименте Фанца младенцам одновременно показывали две картинки. Фанц обнаружил, что дети предпочитали первые две картинки, но всегда несколько дольше задерживали взгляд на изображении лица. Несмотря на то что в эксперименте Фанца участвовали младенцы самого раннего возраста, современные данные говорят о том, что столь маленькие дети обычно предпочитают геометрические узоры и только примерно с трех месяцев начинают оказывать явное предпочтение лицам по сравнению с узорами. Тем не менее эти результаты интересны тем, что они указывают на наличие у младенцев перцептивных способностей, о которых прежде не подозревали исследователи. Следует отметить, что при использовании методики визуального предпочтения возникает одна логическая проблема. Если младенец оказывает предпочтение одному из стимулов, то это означает, что он явно способен отличить их друг от друга. Но как следует интерпретировать ситуацию, когда ребенок разглядывает каждый из стимулов в течение одинакового времени? Это может означать, что ребенок не замечает различий между стимулами или что он способен отличить их друг от друга, но не оказывает предпочтения одному из них. Хотя с точки зрения логики подобная критика методики визуального предпочтения вполне обоснована, описанная ситуация кажется маловероятной.

Проводились также исследования предпочтений у младенцев с использованием других методик, в результате чего были получены дополнительные данные. Например, существует методика, которая называется исследованием габитуации. Она основана на том, что младенцам быстро наскучивают предметы, с которыми они сталкивались прежде, и этот факт можно использовать при исследовании их предпочтений. Объясним суть этой методики на примере. Предположим, что экспериментатора интересует, насколько тонкие различия между оттенками цвета может замечать младенец. Экспериментатор предъявляет стимул, а ребенок разглядывает его до тех пор, пока ему не наскучит, и тогда он переключает свое внимание на что-нибудь другое. Экспериментатор предъявляет новый стимул. Если ребенок проявляет интерес, то ясно, что он воспринимает ее как новый объект, а значит, он способен различать эти карточки. Однако если ребенок не интересуется новым объектом, то можно считать, что он не воспринимает его как новый объект  и, следовательно, не может отличить эти два стимула. Изменяя степень различия между стимулами, можно измерить чувствительность восприятия ребенка. Например, если, после того как младенцу показали ярко-синюю карточку, он рассматривает карточку небесно-голубого цвета дольше, то он ощущает различие между ярко-синим и небесно-голубым цветом. С другой стороны, если вслед за бледно-голубой карточкой ребенку показывают карточку чуть более бледного цвета и он не реагирует на нее, то, вероятно, он не различает эти два оттенка бледноголубого цвета.

Дата: 07 марта 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 12+19-10