Ассоцианизм и бихевиоризм

 

Скиннер изобрел устройство, которое внешне не казалось «самодельным», как проблемный ящик Торндайка, и оставалось наиболее распространенным видом оборудования психологических лабораторий до тех пор, пока не появились компьютеры. Вполне естественно, что этот аппарат назвали ящиком Скиннера. В зависимости от условий эксперимента и вида участвующего в нем животного используются различные варианты конструкции ящика. Однако наиболее типичный ящик Скиннера представляет собой клетку, на одной стенке которой подвешен лоток с откидным дном, откуда животное получает пищу. В клетке имеется механизм, которым может управлять животное, — например, небольшой рычаг или кнопка. Кроме того, должно быть устройство для предъявления стимула, например лампочка или зуммер. Проиллюстрируем эксперимент с использованием ящика Скиннера на примере. Предположим, что мы хотим научить крысу нажимать на рычаг, когда она слышит зуммер. Крыса получит вознаграждение только в том случае, если нажмет на рычаг после того, как прозвучит зуммер — тогда в ее кормушку упадет порция пищи. Как правило, перед экспериментом крысу некоторое время не кормят, и она голодна. В этом случае вознаграждение в форме пищи оказывает более эффективное воздействие.

Довольно легко продемонстрировать, что, используя основную методику обусловливания, подобную описанной выше, можно обучать животных достаточно сложному поведению. Например, с помощью ящика Скиннера мы могли бы научить нашу крысу «танцевать». Нажимать на рычаг при звуке звонка мы ее уже научили, а теперь хотим, чтобы она сначала повернулась на 360 °, а потом нажимала на рычаг. Маловероятно, что крыса совершит поворот случайно, поэтому сначала надо вознаграждать ее за случайные действия, приблизительно напоминающие те, которых мы хотим от нее добиться. Например, когда прозвучал звонок, крысе не выдается пища до тех пор, пока она не повернет голову направо. Через некоторое время после звонка крыса будет уверенно поворачивать голову направо. Тогда мы не будем выдавать ей корм, пока она не повернет направо не только голову, но и плечи; затем потребуем, чтобы она поворачивала голову, плечи и переднюю часть туловища и т. д. Таким способом можно научить крысу делать полный оборот, чтобы получить награду. Если проявить достаточно терпения, можно, например, научить крысу делать полный оборот по часовой стрелке, потом против часовой стрелки, а затем еще раз по часовой перед тем, как она получит корм. С использованием такой методики можно обучать животных выполнению самых разнообразных «трюков». Два психолога даже «переквалифицировались» в дрессировщиков и с помощью этой методики обучали животных разным «штучкам» для съемок в американской коммерческой телерекламе. Однако самое главное то, что любое поведение, даже наиболее сложное, складывается из более простых элементов — стимулов и реакций на них.

Все, что сказано до сих пор о теории оперантного обусловливания, не вызывает возражений и, откровенно говоря, кажется довольно малоинтересным. В этой теории нет ничего принципиально нового, чего дрессировщики животных не знали бы с древнейших времен. Разве удивительно, что «животные делают то, за что их вознаграждают»? Однако Скиннер развил эту теорию и сделал ее гораздо интереснее. Он использовал идеи авторов более ранних исследований, не только Толмена, но и Джона Уотсона, который искренне и с большим энтузиазмом пропагандировал теории обусловливания, однако его научная карьера была погублена из-за сексуального скандала1.

Дата: 19 февраля 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 6*8-2